/ КИНО

"Спокойно, когда ты - никто"

Ключевой фигурой своего творчества Шеми Зархин сделал человека, готового жертвовать ради близких даже собственным талантом. Повествовательная структура его фильмов такова, что их композиционным центром всегда является один герой. Он мучительно, пытаясь не изменить самому себе, строит связи с внешним миром. Мир вмешивается в сознание и ход жизненной истории, ломает её изнутри, но одиночки Шеми Зархина всегда оказываются сильнее всех и в любой момент берут ответственность на себя.

"Авива, любовь моя" 2006, режиссёр Шеми Зархин

Героиня картины “Авива, любовь моя” (2006) Авива пишет чудесные рассказы и работает поваром. Она содержит семью и занимается решением психологических проблем и мужа, и детей. Снимает истерические приступы матери, которую соседи уже записали в сумасшедшие и приходят к Авиве на неё жаловаться. За ней вечно следует сестра, скрывающая за благими намерениями страх заняться собственной жизнью. Она понимает, одно неверное решение - и шатающееся здание семейной жизни, так долго ею встраиваемое, рухнет. А что может быть проще и подлее, как ни пользоваться тем, кто рядом и кто любит, кто, не задумываясь, отдает себя без остатка? Что может быть удобнее, чем предъявлять претензии тем, кто не отказывает в помощи? Сын Авивы переживает, что из-за проблем со здоровьем его не возьмут в армию. Но сам он ничего не делает, а только ходит тенью по дому и цепляет по поводу и без мать. Муж и вовсе вечно в положении лёжа. От его присутствия пользы семье никакой, но он не забывает говорить жене о любви. Очень похоже, что её и не было никогда, но Авива признательна даже за слова. Тем более, что супругу её все и за всё должны - даже за бездействие. Только дочь устраивает бунт, резкий и категоричный. В нём проявляется истинная любовь к матери, теряющей себя в бестолковой сутолоке лиц и дел.

Кадр из фильма "Авива, любовь моя"

Есть ещё третий ребенок: пол по внешнему виду не ясен, он всегда дома и играет, его как будто и не существует, либо он неодушевлен, в кадре его перемещают как вещь. Он - обратное, зеркальное отражение Авивы - ушедшей в свой внутренний мир и вместе с тем отгородившейся от него настолько, что готова растворяться в каждом. Ей всё же удается оставаться собой - потому что внутри бесконечный творческий процесс. Она вступает в социальные связи, никогда не лжёт и выдерживает определённую линию поведения, но ведёт такой образ жизни, что никто из окружающих не может отказать себе в соблазне воспользоваться (или хотя бы это предложить) ею физически или духовно. Даже старик - стоматолог, не считающий нужным соблюдать рамки элементарного приличия

Aviva_Ahuvati_9

У Авивы врождённое и гиперболизированное чувство ответственности… и талант. Талант и становится краеугольным камнем драмы. В тот момент, когда она решает им пожертвовать, происходит эмоциональный взрыв, меняющий в её жизни всё. Именно реакцией на этот её поступок проверяются близкие.

Каждый герой несёт определённый пласт проблем, кажущихся ему нерешаемыми. Только Авива шагом, взглядом, движением руки, словом и чувством готова всё и за всех решать. Она не пытается быть для всех хорошей (это уже данность), только хочет, чтобы всем было хорошо, и только. Ещё она хочет писать… Всегда и при любых обстоятельствах, как бы плохо ей не было. И ещё она никого не пускает внутрь себя. Все знают, что она пишет, но она никому не даёт читать свои рассказы, даже дочери, которая постоянно об этом просит. Авива боится быть непонятной, услышать что-нибудь очередное обидное.

Асси Леви в роли Авивы, "Авива, любовь моя" 2006

Медленная, томная музыка звучит фоном. Как отражение души героини, ее внутреннего, сдержанного, почти сказочного плача. Этим плачем она и сочиняет и жизнь, и маленькие трепетные рассказы. Авива пишет их без опоры на реальные истории, они ей не нужны, “жизни” в жизни и так слишком много. На протяжении всего экранного времени зритель слышит внутренний голос, диктующий Авиве прекрасные простые предложения. Их простота и поставит в тупик известного, но исписавшегося писателя. Он начнет учить её писать - с корыстной целью. Когда близкие и безденежье доведут её до крайности, Авива продаст ему свои рассказы с правом присвоения. Сборник чудно томных, сказочно обволакивающих и очень женских историй будет издан под мужским именем.

Шеми Зархин "Авива, любовь моя"

В этот момент и поменяется структура кинопространства и времени. До этого предательства себя Авива идёт всем навстречу, забывает о собственных интересах. Кажется, что близкие только пользуются ею и до настоящей Авивы им нет никакого дела. А в отстаивании права на творчество, героиня начинает понимать, как сильно все её любят. Она не замечала этого тогда, когда отдавала себя в жертву. Жертв не любят никогда, и чаще они сами в этом виноваты.

Авива с сестрой Анитой, "Авива, любовь моя", 2006

Меняется Авива и вместе с ней - герой её рассказов. Теперь она пишет не о странной, недовольной собой и миром Ионе - и во внутреннем её голосе, и на бумаге появляется “я”. Всё само собой гармонизируется и встаёт на места, на которых и должно быть. Грустный и нежный фильм о том, как уберечь талант от близких и дальних, от самого себя.