/ КИНО

"Спитак": личные истории всеобщей трагедии

Сильнейшим впечатлением первого смотрового дня ММКФ'40 стала картина "Спитак" известного по "Брестской крепости" (2010) Александра Котта. Снимавшаяся параллельно, лента, тем не менее, сильно отличается от "Землетрясения" Сарика Андреасяна.


Фильм снимался около трёх лет, ставший первым для Марины Сочинской сценарий был написан ещё в 2009-ом и долго ждал продюсера. Продюсер Елена Гликман, в свою очередь, долго искала деньги. Помогли личные переживания лиц, принимающих решения. Отец Владимира Мединского, ставшего в 2014 году министром культуры и выделившего средства на фильм, принимал непосредственное участие в ликвидации последствий катастрофы.

Личными переживаниями, личной болью картина отозвалась в конечном счёте в каждом, кто принимал участие в производстве. Выстроенная как семейная драма на фоне катастрофы и слагающаяся из множества частных трагедий, исполненная подлинных фактов и воспоминаний - а ими делился каждый пришедший на кастинг актёр, каждый участник массовых сцен - картина дышит жизненной правдой. Она отлично сыграна, полна ярких, врезающихся в память деталей. И в то же время очень аккуратно, "на цыпочках" - такое выражение употребила команда - сделана. Им удалось передать ужас смерти и разрушения без грубых натуралистических подробностей, как бы спрятав трагедию внутрь повествования. И сдержанность эта выглядит крайне уместной, подчёркивает общее стремление автора разложить массовый ужас на случаи частные.

Связанные с женой и дочерью главного героя Гора эпизоды подчинены этому же замыслу. Заключённые в чудом уцелевшее под завалами сказочное, ирреальное пространство фотоателье, они контрастируют с остальными сценами фильма, вплетая в его ткань тонкую нить фантасмагории, и делают его ещё более правдивым, психологически точным.

Сегодня со дня, когда тридцатисекундные подземные толчки унесли 25 тысяч жизней, прошло уже 30 лет и многое стало забываться. Те, кто делал фильм, в большинстве своём представители поколения, которое в 1988 году было ещё очень юным. На съёмках они оказались как бы внутри ситуации и перенесли этот эффект на зрителя. Ключевым в этом смысле стал не мотив скорби или визуализации катастрофических разрушений, фактологического напоминания о них - нет. Ценен, актуален фильм идеей преодоления, личной, внутренней борьбы с разрушением и горем. Тема собирания разбитого звучит и в личной истории главного героя, и на уровне общечеловеческом - национальном, государственном, мировом. Декабрь 1988 года стал последним случаем, когда раскалывающийся Советский Союз собрался вместе. И не только даже Союз - мир. Сегодня эта тема как-то особенно пронзительна.

Александр Котт в Каро Октябрь на ММКФ-2018, фильм "Спитак"

Фильм планируется запустить в прокат параллельно в Армении и России и 7 декабря, в 30-ую годовщину трагедии, показать по государственным каналам обеих стран.