/ КИНО

За кино в Одессу

Красавица-Одесса, известно, кинематографична невероятно. Не раз оказывались съёмочной площадкой её дворы, улицы, пляжи, она появлялась и в кадрах признанной киноклассики, и в современном рейтинговом кинопродакшне. Основанная в 1907 году, одесская киностудия стала первой на территории Украины, и в её историю вписаны столь громкие имена отечественного кинематографа, как Александр Довженко, Сергей Эйзенштейн, Кира Муратова и Владимир Высоцкий, Марлен Хуциев и Пётр Тодоровский, Станислав Говорухин, Василий Шукшин, Евгений Евстигнеев, Олег Даль и другие.


Традиционно историю изучают поступательно, от истоков к событиям недавним, но в своём знакомстве кинокультурой Одессы я решила пойти путём противоположным. И остановка номер один - современность. Благо, исходящий от неё импульс достаточен для того, чтобы двигаться дальше. Что же для Одессы киносовременность? Ответ сомнений не вызывает - Одесский Международный Кинофестиваль. И о нём - ниже.

Фестивальная сумка, программка и бэйджи Одесского Международного Кинофестиваля

Амбициозный, масштабный по меркам всей Восточной Европы и растущий год от года одесский фестиваль появился в 2010 году и в общем, можно сказать, стал наследником не успевшего укорениться в одесской жизни в связи с распадом СССР фестиваля “Золотой Дюк”, созданного Станиславом Говорухиным в 1988 году. Вместе с оптимистичной, дышащей новизной атмосферой организаторы ОМКФ позаимствовали у него и статуэтку-приз авторства популярного одесского скульптора и выпускника петербургской “Мухи” Михаила Ревы - вписанную в стеклянный тетраэдр и покрытую настоящим золотом фигурку, повторяющую известный всем побывавшим в Одессе памятник первому градоначальнику города и потомку известного кардинала Дюку де Ришелье. К слову, сам памятник стал первым в Одессе и явился одним из последних монументальных творений Ивана Петровича Мартоса, автора скульптурной группы Минина и Пожарского на Красной площади.

Одесский кинофестиваль на данный момент - это международная и национальная - с секциями полного и короткого метра - конкурсные программы, конкурс европейских документальных фильмов и различные программы вне конкурса - ретроспективы, гала-премьеры, рубрика “Фестиваль фестивалей” и другие. Очень удачным оказалось время проведения фестиваля. И с точки зрения общей атмосферы - фестиваль на фоне курортного лета: вы смотрите кино, гуляете по жаркой, тенистой Одессе, кружите на пляжных вечеринках, купаетесь в тёплом Чёрном море...

Чёрное море и лодки в Одессе

И с точки зрения кинематографической: организаторы ОМКФ успевают побывать в Каннах, Берлине, Роттердаме. Растущая одесская программа включает многое из самого интересного в текущем году. Сегодня это 107 фильмов и заявки на участие из 81 страны, среди которых и такие экзотические, как Чили, Перу... В 2017-ом синефилы имели счастливую возможность увидеть на большом экране получивший Золотую пальмовую ветвь “Квадрат” Рубена Эстлунда, “Роковое искушение”, также впервые показанную в Каннах неоднозначную, бескомпромиссную “Кроткую” Сергея Лозницы (представлять ленту в Одессе режиссёр приехал в компании Лии Ахеджаковой, исполнившей в фильме небольшую, но объёмную роль), отмеченные в Берлине картины “След” Агнешки Холланд и “По ту сторону надежды” финна Аки Каурисмяки, ленту “На пределе” Фатиха Акина с получившей за роль в ней награду в Каннах Дианой Крюгер, очень понравившуюся публике “Аритмию” и актуальную, но в конечном счёте разочаровавшую зал драму Шарунаса Бартаса “Иней”. Обладателем гран-при, которого с 2012 года в Одессе определяют зрители, с большим отрывом от других претендентов стало тонкое сатирическое роуд-муви Петера Бросенса и Джессики Вудворт “Король бельгийцев”, международная премьера которого состоялась на Венецианском кинофестивале 2016 года.

Кадр из фильма "Король бельгийцев" Петера Бросенса и Джессики Вудворт

Важно и крайне приятно, что на столь ярком международном фоне хорошо смотрелась и национальная конкурсная программа. Шесть картин, представленных в полном метре - экспериментальный “Уровень чёрного” Валентина Васяновича (бюджет картины составил всего 20 тыс. евро), красивый, нелинейный фильм Юрия Речинского “Январь - март” (“Ugly”), долгожданная премьера “Припутней” Аркадия Непиталюка, “Сремглав” Марины Степанской, побывавшая в основном конкурсе старейшего в мире документального кинофорума DOK Leipzig лента “Главная роль” Сергея Буковского, посвящённая маме режиссёра актрисе Нине Антоновой, и выигравшая конкурс работа Романа Бондарчука “Dixie Land” о детском джазовом оркестре - явились ярким свидетельством пробуждения национальной киноиндустрии и показали наличие огромного потенциала у сегодняшнего украинского кинематографа. К счастью, понимая важность и возможности кино, в 2017 году государство выделило на съёмки 30 запланированных отечественных картин 500 млн гривен, что, конечно, недостаточно, но уже хорошо.

Афиша к фильму "Ugly" Юрия Речинского

Одесский смотр проходил на трёх основных локациях: в Фестивальном дворце - вместительном театре музыкальной комедии, кинотеатре “Родина” и “Зелёном театре” в парке Шевченко; частично задействовали кинотеатр “Синема Сити”.

Показ фильма Кирилла Серебренникова "Ученик" в Зелёном театре  в Одессе в рамках ОМКФ

Фестивальные события, вместе с тем, простирались гораздо шире, охватывая и вовлекая в бурную фестивальную жизнь весь город.
Торжественные церемонии открытия и закрытия ОМКФ по традиции проходили в Национальном театре оперы и балета, фестивальные вечеринки еженощно шумели в пляжном ресторане Caleton. Стоит упомянуть и всяческие фестивальные штучки - приятности, организованные партнёрами мероприятия по всему городу - специальные меню, коктейли или просто скидки обладателям фестивальных абонементов.

Одесский театр оперы и балета перед церемонией открытия ОМКФ

Ну, и главное - уже ставший легендарным, масштабнейший кино- open air на Потёмкинской лестнице. Здесь остаться равнодушным невозможно - настолько это красиво, целостно, мощно. В этом году в сопровождении симфонического оркестра и меццо-сопрано французской дивы Софи Фурнье смотрели “Дамское счастье” (1930) Жюльена Дювивье. Ранее также обращались к киноклассике, начали с “Броненосца Потёмкина” (1925).

Перечисленное - уже круто, но далеко не всё! Речь о незримой, но крайне важной составляющей, о том, что и делает фест фестом - об атмосфере. Безумный движ в Одессе - вот что такое ОМКФ! Сумасшедшая, выматывающая, но наполняющая морем эмоций энергия. Эпицентр этой силы - люди. Милые, с гордостью несущие весть о фестивале в виде текстильных сумок с логотипом и неснимаемых в течение недели бейджиков по всем районам города кинолюбители. Организаторы, большая сплоченная команда, семья. Координаторы, teamы, staffы и, конечно, волонтёры - те, кто ждут этого события весь год, едут, летят в Одессу со всей Украины и других стран. Помочь фестивалю приезжают даже с других континентов - из США, Австралии!

Волонтёры на красной дорожке фестивального дворца ОМКФ 2017

Значение ОМКФ простирается в разные плоскости жизни. Это масштабная культурная платформа, где одесситам не только показывают качественное интеллектуальное кино, но вообще приобщают к магическому миру кинематографа. Встречи, мастер-классы с такими зубрами, как побывавшие в Одессе в рамках фестиваля Джон Малкович, Рутгер Хауэр, Клаудиа Кардинале, Кшиштоф Занусси, Йос Стеллинг, Питер Гринуэй, Эмир Кустурица, Тимур Бекмамбетов, раздвигают горизонты, пробуждают фантазию и заставляют мечтать, может быть, даже взять в руки камеру или поступить на актёрское отделение…

Очередь на кинопоказ в фестивальный дворец - Одесский театр музыкальной комедии

Работая в секциях “Кинорынок”, “FilmIndustry”, где обсуждаются и получают поддержку современные отечественные кинопроекты, ОМКФ трудится на благо всей украинской киноиндустрии, привлекает к ней внимание бизнеса. И есть ещё кое-что. То, что возвышая посредством искусства над злободневностью социальной и политической, объединяет сотни людей вокруг чего-то простого, человеческого - творчества, дружбы и новых знакомств, прогулок и рассветов на море, учит бескорыстию, взаимовыручке и доверию. В современных реалиях это как луч света средь вечерней мглы. И он точно заставит вас простить небольшие огрехи в организации.

Одесский Международный Кинофестиваль - церемония открытия в знаменитом оперном театре Одессы


В статье был использован кадр из фильма "Король бельгийцев" (Петер Бросенс, Джессика Вудворт) и постер к фильму "Январь - март" (Юрий Речинский).