/ КИНО

Портреты музыкантов, времён и безвременья. Разбираемся в программе кинофестиваля «Окно в Европу»-2019

Один из старейших фестивалей российского кино «Окно в Европу» открывается в Выборге 2 августа. 27-й по счёту смотр посвящён памяти Ролана Быкова, чьё 90-летие будет отмечаться осенью. Пока же выборжане рассматривали и привыкали к задорной, с кадром из снятого им «Айболита-66» афише, мы подготовили обзор фестивальной программы. Чтобы не дать никому утонуть в море из 130 картин.


Программа фестиваля традиционно обширна и охватывает все грани искусства экрана - кино игровое, документальное и анимационное. Отдельную конкурсную программу - «Копродукция. Окно в мир» - составляют фильмы, созданные при сотрудничестве кинематографистов России со специалистами из других стран. Она состоит из 9 лент, часть из которых игровые, часть - документальные. Среди игровых фильмов интерес вызывают, в первую очередь, лента «Ваша честь!», новая работа эстонца Андреса Пуустусма, и в прошлом году представлявшего в Выборге свой фильм («Зелёные коты»), во вторую - «Доброе утро» Анны Аревшатян. Эта первая для режиссёра полнометражная работа участвовала и одержала победу в национальном конкурсе ереванского международного фестиваля «Золотой абрикос»-2016 и стала лучшей среди полнометражных фильмов фестиваля «Гранат» в Торонто. Лента строится на воспоминаниях сверстников режиссёра и повествует о жизни страны в 90-е, ставшие для всего постсоветского пространства переломными. Её будет крайне интересно сопоставить с также дебютным и также посвящённым этому периоду фильмом Бориса Акопова «Бык», получившем в июне главный приз на «Кинотавре». Он участвует в программе «Выборгский счёт».

1

Среди документальных копродукций в большей степени внимание привлекает работа Алины Рудницкой и Сергея Винокурова «Фатеич и море». У её главного героя своя подводная ферма на Дальнем Востоке, где он добывает морские деликатесы. Через эту частную историю и потрясающие красотой пейзажи Приморского края лента повествует о неразрывной связи человека и окружающего его мира. Фильм был показан на фестивале «Послание к человеку» в Санкт-Петербурге и претендовал в категории «Лучший полнометражный фильм» на «Лавровую ветвь» - национальную премию в области неигрового кино и телевидения.

Тема связи и взаимоотношений человека с водной стихией развёрнута и в «Книге моря», удивительной и совершенно очаровавшей зрителей и последнего «Артдокфеста», и последнего «ДОКера» ленте Алексея Вахрушева. В ней рассказывается о жизни морских охотников Чукотки. И делается это в чрезвычайно актуальной сейчас технике анимадока. Она позволяет режиссёру не только точно и тепло передать суровую повседневность своих героев, но и показать её глубинные мифологические основы. Убедиться в этом можно, отыскав фильм в расписании неигрового конкурса.

2

К слову, в нём есть и другие работы с захватывающими дух пейзажами. Это фильм Алексея Головкова «Северный ветер бывает тёплым» о якутском отшельнике-оленеводе и паломничество в Гималаи, показанное в картине Евгении Куль «Гора». В целом же о конкурсной программе неигрового кино можно сказать, что большей частью она биографическая. Здесь и портреты музыкантов - «Stephen Ridley», «Юра-музыкант» о Юрии Шевчуке, «Анатолий Крупнов. Он был» - последний участвовал в документальном конкурсе ММКФ, великолепно изображает не только личность, но и время; и людей искусства, литературы - «Кулаков великого предела», фильм Владимира Непевного об известном андеграундном художнике Михаиле Кулакове, «Театр времён Геты и Камы» Бориса Караджева, «Век Солженицына» Олеси Фокиной; и простых непростых людей - священников, отшельников, начальников кладбища и специалистов по мягким родам. В последней группе стоит выделить ленту «Отец и сыновья из Кротово». Она стала последней в фильмографии классика отечественной документалистики Валерия Соломина, который отдал этой картине много лет, так и не успев завершить работу. Съёмки заканчивали сыновья режиссёра. Осенью 2018 года фильм получил главный приз фестиваля документального кино «Россия». Отметить стоит и ленту Аскольда Курова «Новая». Этот коллективный портрет одной из немногих в России независимых газет, регулярно поминающей рюмкой горькой своих павших при выполнении служебных обязанностей товарищей, станет ярким штрихом к общей картине времени, в котором мы живём.

3

В анимационный конкурс вошло 33 фильма, приблизительно поровну представляющих независимую анимацию и анимацию, созданную при государственной поддержке. Откроет программу премьера мульфильма Константина Бронзита «Он не может жить без космоса». В 2016 году работа мастера с практически идентичным названием «Мы не можем жить без космоса» была очень высоко оценена критикой и номинирована на премию «Оскар».

Сердце фестиваля, конкурс «Игровое кино. Осенние премьеры» составили в этом году 11 фильмов, один из которых дебютный, один - смело можно назвать интригой. Это картина «Элефант», чей автор пожелал остаться неизвестным, в то время как имена других участников проекта интригуют в высшей степени: оператором фильма стал Сергей Астахов, чья камера запечатлела культовых балабановских «Братьев», продюсерами выступили Сергей Сельянов и Алексей Гуськов, исполнивший в фильме главную роль. «Элефант» повествует о злобном авторе добрых сказок о слонёнке. В его жизни появляются проблемы со здоровьем, слёзы и приставучая, навязанная извне сиделка в исполнении Полины Агуреевой.

4

Трендовая сегодня тема 90-х также присутствует в основном конкурсе - в картине Ивана Снежкина «Печень». Вместе с молодыми актёрами в ней заняты Сергей Маковецкий, Валерий Кухарешин, Светлана Письмиченко, Константин Мурзенко и другие. Современность же ярко выражена в картине Бориса Гуца «Смерть нам к лицу». Она, как и прошлогодний его дебют, удостоенный диплома гильдии киноведов фильм «Фагот», полностью снята на мобильный телефон. Есть в конкурсе и работы, демонстрирующие то, как с современной жестокой и грубой действительностью бороться - при помощи вечного - искусства и творчества. Это фильмы Натальи Назаровой «Простой карандаш» об учительнице рисования, вынужденной спасать свой класс от местного малолетнего авторитета, и Виталия Суслина «Седьмой пробег по контуру земного шара». Прошлая его работа «Голова. Два уха» была показана на «Кинотавре», где получила сразу несколько наград. Новый фильм тоже обещает быть интересным.

Также в Выборг приедет Юсуп Разыков. Он представит сразу две своих работы: в основном конкурсе «Танец с саблями», в конкурсе «Выборгский счёт» - «Керосин», буквально только что участвовавший в основной программе «Кинотавра». «Танец с саблями» - это повесть о том, как в глубоком голодном и холодном тылу создавалось самое известное произведение Арама Хачатуряна, «Керосин» - поразительно тонкая сказочно-архетипичная история о чудотворствующей русской душе, музыку к которой написал известный композитор-фольклорист Сергей Старостин. Последний даже шутил и удивлялся, как такое русское произведение снял человек родом из Узбекистана.

5

Теперь о «Выборгском счёте». Это сборная программа, в которую наряду с фильмами конкурсов «Игровое кино. Осенние премьеры» и «Копродукция. Окно в мир», включаются фильмы, уже отмеченные за последний год различными фестивальными наградами. В этом году кроме уже упомянутых «Быка» и «Керосина» участие в ней примут «Сулейман гора» Елизаветы Стишовой, «Крик тишины» Владимира Потапова и якутская лента «Надо мною солнце не садится», растрогавшая даже самых неприступных зрителей ММКФ-2019. На этот фильм Любови Борисовой особенно хочется порекомендовать сходить. Он наглядно демонстрирует, сколь мощный кинематографический подъём при более чем скромных выделяемых средствах переживает сейчас республика Саха. Одну из главных ролей в фильме, как и в лауреате ММКФ-2018 «Царь-птице», исполнил заслуженный якутский актёр с просто невероятной творческой харизмой и обаянием Степан Петров.

6

Это то, что касается конкурсных программ, но и кроме них «Окно в Европу» ежегодно готовит массу интересного. Здесь и посвящённая 100-летию ВГИКа фотовыставка, и спецсобытия и премьеры, и коллекция музейных фильмов. На наш взгляд, особого интереса заслуживает ретроспектива известнейшего армянского документалиста и основателя ереванского международного кинофестиваля «Золотой абрикос» Арутюна Хачатряна. Она приурочена к презентации посвящённой ему книги Кирилла Разлогова, друга и многолетнего интервьюера режиссёра. Об исключительности события весьма красноречиво говорит факт, что среди внушительного количества книг киноведа это лишь второй случай, когда он написал книгу об отдельном авторе. Первая посвящалась Орсону Уэллсу.


Читайте также наши Фестивальные заметки об «Окне»-2018.


Места проведения фестиваля: г. Выборг, кинотеатр «ВЫБОРГ ПАЛАС», Дом городской культуры, Библиотека Алвара Аалто;
Даты: 2 - 8 августа;
Расписание: полное расписание показов и встреч XXVII Фестиваля российского кино «Окно в Европу»;
Сайт фестиваля: https://oknofest.com;

Также новости, программу и расписание можно найти в мобильном приложении «Окно в Европу», доступном для скачивания в App Store и Google Play. В нём же проходит голосование в рамках программы «Выборгский счёт».