ММКФ'40| Фестивальный дневник

ММКФ-2018 стартовал! Событий, показов бессчётное множество. Для освещения юбилейного кинопраздника мы выбрали форму дневника: заметки о прожитом, микрорецензии, фото.

ММКФ-2018

19 АПРЕЛЯ

Торжественная церемония открытия, красная дорожка, звездный сонм.
Привычные атрибуты первого фестивального дня. Приз за вклад в кинематограф был вручен недавно ушедшему Олегу Павловичу Табакову. Вспоминали и Витторио Тавиани. За пару часов до Никита Сергеевич провёл традиционной брифинг.

Театр "Россия", открытие ММКФ-2018

Времени было мало, вопросов - много, даже про блокировку Телеграма. Президент сообщил, что всего в программе 212 вместо планировавшихся 204 лент и много мировых премьер. Говоря о юбилее, отметил, что сегодня у него уже нет того пьянящего ощущения эйфории, что неизменно присутствовало ранее, но на смену ему пришло приятное ощущение стабильности, уверенности в работе хорошо слаженного механизма. Фестиваль перестал находиться на грани срыва. Сегодня, - говорит режиссёр, - я спокойно могу смотреть до трёх картин в день, в то время как в начале своего президентства видел только фильмы открытия и закрытия.

Среди программ обратил внимание на “8 1/2”, “Эйфорию сопротивления”, юбилейную “Свои” и “Время женщин”, заметив, что, вероятно, грядёт эпоха матриархата в кинематографе.

О насущных скандалах, сказал что солидарен с Катрин Денёв. Что всё это движение разрушает мир, отталкивает мужчину от женщины. А Харви Вайнштейну в пику происходящему он намеревался дать почетную премию за вклад в кинематограф - ведь, как ни крути, около ста номинаций на Оскар у человека.

Сказал, мировой кризис можно преодолеть только посредством национального самопознания и самоидентификации. О сценарном же кризисе в российском кинематографе, который обсуждался и на на фестивале в Гатчине заметил, что - да - кризис сильнейший, но он всё равно полон надежд, ибо мы страна Достоевского и Бунина и это наш культурный код.

Никита Микалков, брифинг перед открытием ММКФ'40

СПИТАК

Самым сильным впечатлением первого смотрового дня стала картина "Спитак" известного по "Брестской крепости" (2010) Александра Котта. Грустная лента о разрушительном, унесшем тысячи жизней землетрясении 1988 года в Армении.

mmkf_spitak

Фильм снимался около трёх лет, ставший первым для Марины Сочинской сценарий был написан ещё в 2009-м и долго ждал продюсера. Продюсер Елена Гликман, в свою очередь, долго искала средства. Помогли личные переживания лиц, принимающих решения. Отец Владимира Мединского, ставшего в 2014 году министром культуры и выделившего средства на фильм, принимал непосредственное участие в ликвидации последствий катастрофы.

Личными переживаниями, личной болью картина отозвалась в конечном счёте в каждом, кто принимал участие в производстве. Выстроенная как семейная драма на фоне катастрофы и слагающаяся из множества частных трагедий, исполненная подлинных фактов и воспоминаний - а ими делился каждый пришедший на кастинг актёр, каждый участник массовых сцен - картина дышит жизненной правдой. Она отлично сыграна, полна ярких, врезающихся в память деталей. И в то же время очень аккуратно, "на цыпочках" - такое выражение употребила команда - сделана. Им удалось передать ужас смерти и разрушения без грубых натуралистических подробностей. И более, вплести - невероятно гармонично - в ткань повествования тончайшую нить фантасмагории, ирреальности, что делает фильм ещё более правдивым, психологически точным.

Прошло уже 30 лет, и многое стало забываться. Те, кто делал фильм, в большинстве своём представители поколения, которое в 1988 году было ещё очень юным. На съёмках они оказались как бы внутри ситуации и перенесли этот эффект на зрителя. Ключевым в этом смысле стал не мотив скорби или визуализации катастрофических разрушений, фактологического напоминания о них - нет. Ценен, актуален фильм идеей преодоления, личной, внутренней борьбы с разрушением и горем. Тема собирания разбитого звучит и в личной истории главного героя, и на уровне общечеловеческом - национальном, государственном, мировом. Декабрь 1988 года стал последним случаем, когда раскалывающийся Советский Союз собрался вместе. Не только даже Союз - мир. Сегодня эта тема особенно пронзительна.

Фильм планируется запустить в прокат параллельно в Армении и России и 7 декабря, в 30-ую годовщину трагедии, показать по государственным каналам обеих стран.

mmkf_aleksandr_kott

СТОЙКОСТЬ

Лента "Стойкость" Рашида Маликова стала первой за долгое время отсутствия на Московском кинофестивале узбекских лент.

Кадр из фильма "Стойкость" Рашида Маликова в официальном катологе ММКФ-2018

В историческом плане она близка картине Александра Котта - тот же период конца эпохи, рубеж 80-90-ых, в тематическом - ряду работ Алексея Балабанова. Хотя режиссёр и ответил отрицательно на соответствующий вопрос Стаса Тыркина, мотив посттравматического синдрома в картине звучит в той же, что и у Балабанова, тональности.

Герой картины, бывший афганец Сайдулла, поставлен режиссёром в ситуацию тотально конфликтную: разлад с собой, с человеком, с обществом. Стойкость (первоначальное авторское название картины - "Плата") здесь уже в том, что он живёт и живёт достойно.

Картина сильна - характером, сценарием, художественно. Всё строго, лаконично, выдержано и закончено.

ЗАБЛУДШИЕ

А вот "Заблудшие" Дастина Финили ожиданий совершенно не оправдали. Лента оказалась скучной, некинематографичной, какой-то пустой драматургически. Приятно было приветствовать никогда не бывавших на нашей земле новозеландских кинематографистов. Сами они были чрезвычайно рады: мировая премьера, полнометражный режиссёрский дебют. У представлявший фильм команды в зале была настоящая группа поддержки - 15 человек! Но фильм не тронул, совсем.

Дастин Финили "Заблудшие", мировая премьера на ММКФ-2018

ГАСПАР ЕДЕТ НА СВАДЬБУ

"Гаспар едет на свадьбу" - третья по счёту полнометражная лента французского режиссёра Антони Кордье, уже представленная зрителю на родине.

Витальная лирическая комедия, близкая, с одной стороны, поэтическому французскому кино, с другой - совершенно самобытная, свежая. Кроющая за лёгкостью формы серьёзное содержание. Картина о взрослении, о преодолении в нём своих слабостей и страхов, о рубежах, о смене эпох и поиске новых форм. В этом смысле она близка лично режиссёру, наблюдающему смену поколений в кинематографе. И в то же время универсальна.

В соответствии в содержанием фильм динамичен, ритмичен, устремлён вперёд. Показывающий естественный ход событий, движется от одного эмоционального пика к другому, от печали расстования, утраты к радости новому. Сценарный же фокус с зоопарком, и принесший в фильм комедийную тональность, позволяет окунуться перед необходимым взрослением в уютный мир фантазий, тёплых семейных уз и детства.

"Снимая кино, я чувствую, что на своём месте", - заметил режиссёр, и с ним нельзя не согласиться. Фильм действительно получился замечательным.

ММКФ-2018, основной конкурс, Гаспар едет на свадьбу, Антони Кордье