/ КИНО

КиноГрузия: знакомство со страной посредством кинематографа

Кино - отличный способ культурно подготовиться к путешествию, познакомиться со страной, её народом, традициями и искусством. В отношении Грузии это положение как нельзя актуально. Мы подготовили список из 13 прекрасных, выдающихся лент, способных при этом с разных сторон, времён и ракурсов представить свою землю.


“Легенда о Сурамской крепости” Сергей Параджанов, 1984

"Легенда о Сурамской крепости" 1984, режиссёр Сергей Параджанов

Параджанов - режиссёр гениальный. Будучи 15 лет лишённым возможности держать в руках камеру, он создал уникальный художественный язык, не подвластный более никому и способный одинаково свободно и полно раскрываться в разных национальных культурах. Снятые им “Тени забытых предков” положили начало национальному украинскому кино, “Цвет граната” был признан вершиной армянской кинематографии, а феноменальный “Ашик-Кериб”, несмотря на глубинную, генетическую связь режиссёра с традициями христианскими, отразив сущность мусульманского менталитета, стал событием исламской культуры. На родине, в Грузии, Параджанов снял фильм-экранизацию “Легенда о Сурамской крепости”, и он, в свою очередь, также стал легендой грузинского кино. Красочная, поэтичная картина удивительно точно передаёт особенности национального характера, и именно с неё стоит начать своё кинематографическое знакомство с Грузией.

“Элисо” Николай Шенгелая, 1928

"Элисо" 1928, режиссёр Николай Шенгелая

Первый свой расцвет грузинская кинематография пережила уже во времена Великого немого. Одна из легендарных, во многом определивших дальнейшее развитие национального кино республики лент этого периода - картина Николая Шенгелая “Элисо”. Основанная на реальных событиях - выселение в 1864 году чеченского аула с территории Грузии в мусульманскую Турцию - антиколониальная фреска ценна в первую очередь тем, что свела воедино опыт авангардного советского кинематографа, национальную литературу и далекий от декоративности, живой этнографический материал. Герой фильма хевсур Важия - “реальный герой грузинского классика, но образ его расширен элементами, которые живут в народных сказаниях, драмах, трагедиях”[1]. Историю его любви с чеченкой Элисо режиссёр рассказывает в рамках напряжённого повествования о народном бедствии.

“Все ушли” Георгий Параджанов, 2013

“Все ушли” 2013, режиссёр Георгий Параджанов

“Режиссер, как ни абсурдно это покажется, "рождается" в детстве”[2], - сказал как-то Параджанов. Но его “Исповедь”, воссоздающая ушедший Старый Тифлис, тот удивительный оазис, где всесильная магия красоты смыкала воедино различные культуры, где всё шумело на нескольких языках и где он родился, откуда приходили к нему предки, так и осталась не снятой. “Все ушли” - первый игровой фильм племянника выдающегося режиссёра, Георгия Параджанова, где он, вторя дяде, стремится воскресить город своего детства - теперь уже Тбилиси 60-х. С поставленной задачей картина справляется и будто перерастает её. Средь преломляющихся в старинных зеркалах воспоминаний и снов возникает Тбилиси вневременной, вечный, постоянно изменяющийся, уходящий, но хранящий, до бесконечности полнящийся всеми суевериями и добрыми многовековыми традициями.

“Не горюй!” Георгий Данелия, 1968

“Не горюй!” 1968, режиссёр Георгий Данелия

Фильм "Не горюй!" не понравился только троим — "одной красивой художнице (она полюбила меня за смелость после фильма "Тридцать три", а после "Не горюй!" разлюбила) и двум кинорежиссерам — Леониду Гайдаю и Сергею Параджанову", который после просмотра картины "долго молчал, молчал… И высказался:
– Ты не расстраивайся. Каждый художник имеет право на неудачу"[3], - писал впоследствии Данелия, и его воспоминания соответствуют объективной действительности. Трагикомедия “Не Горюй!” нравится всем. Эта редкая в жанровом отношении для советского кино картина обладает удивительным свойством - абсолютным вовлечением зрителя. Как и почему это происходит, понять сложно: здесь и фигура главного героя, его душевное величие - благородство и честность - и в то же время, милая, трогательная близость всем нам, и личная харизма, голос, улыбка исполнившего эту роль Вахтанга Кикабидзе, и общая неподдельная красота запечатлённой жизни. Фильм увлекает, позволяя за 90 минут кинематографического времени постичь всю полноту, все вкусы, краски жизни. И это на фоне яркого, музыкально и пластически насыщенного народного быта, на фоне незабываемых, прекрасных грузинских пейзажей.

“Отец солдата” Резо Чхеидзе, 1964

“Отец солдата” 1964, режиссёр Резо Чхеидзе

Резо Чхеизде - для грузинского кино личность знаковая. Он был тем, кто впервые снял Софико Чиаурели (“Наш двор” 1956), и тем, чей художественный дебют (в соавторстве с Тенгизом Абуладзе) получил признание в Каннах. Возглавляя студию “Грузия-фильм” в известных условиях, он всеми силами оберегал “живинку” грузинской кинематографии, всячески помогая и молодым, и опытным режиссёрам. В частности именно благодаря ему на экраны вышла выше упомянутая “Легенда о Сурамской крепости” внесистемного, только что освободившегося из заключения Сергея Параджанова. Легендарная драма Чхеидзе “Отец солдата” - одна из классических лент об Отечественной войне, преодолевшая сложный путь из мастерской к зрителю (картина чуть было не легла на полку) только благодаря искренности, человечности и мудрой, очищающей доброте рассказанной в ней истории. Отец солдата, каким его видел режиссёр и сыграл единственный претендент на эту роль Серго Закариадзе, - типичный грузин: виноградарь, старик, мощный, полный юмора и теплоты, несгибаемый, но живой. И немного сказочный. Досконально изучивший быт и нравы народов Грузии актёр создал потрясающий образ, передающий национальный, в непрестанной борьбе за свою землю ковавшийся и так трогательно, так нежно её любящий характер. В нём, в его песнях, любви к земле и жизни, виноградной лозе и хлебу отразился, может быть, главный феномен грузинской культуры. То, что и другим грузинским режиссёрам позволяло и позволяет так легко переключаться меж повествовательными регистрами - способность в простых, каждому доступных образах отразить непрерывную, незыблемую связь между земной и небесной сферами. Присутствие небесного в земном становится при встрече с ней очевидным, осязаемым. Как очевиден в истории о дошедшем до Берлина старике из Кахетии главный библейский сюжет - об отце, отдавшем сына, о жертве, преодолевающей смерть.

“Кувшин” Ираклий Квирикадзе, 1970

“Кувшин” 1970, режиссёр Ираклий Квирикадзе

Долгое время на грузинском кинематографе висел большой комедийный ярлык. Как и всякое грубое обобщение, он действительности не соответствовал, но комедий на “Грузия-фильм”, правда, снимали много. В качестве первого примера стоит посмотреть короткометражку “Кувшин”, режиссёрский дебют Ираклия Квирикадзе, заметившего как-то, что комедия это его конёк. Образы здесь вполне типичны: герои-простачки в неловкой, прямо скажем, дурацкой ситуации. Несколько детский юмор и великолепное исполнение - не только режиссура: сценарий Резо Габриадзе, музыка Гия Канчели.

“1001 рецепт влюблённого кулинара” Нана Джорджадзе, 1996

Пьер Ришар и Нино Киртадзе в фильме “1001 рецепт влюблённого кулинара” (1996), режиссёр Нана Джорджадзе

Ираклий Квирикадзе не только режиссёр, но и монтажёр - иногда его называют “доктором монтажа” - и сценарист. Многие из написанных им историй были поставлены и сняты его женой и в прошлом ученицей Наной Джорджадзе. Среди них и “1001 рецепт влюбленного кулинара”. Обвитый иронией, красивыми планами и тонким юмором драматический сюжет. Романтичная история на фоне общей трагедии. Фильм о любви грузинской княжны и французского кулинара в канун революции. И копродукция как способ выживания грузинского кино в трудные годы без финансирования.

“Белый караван” Эльдар Шенгелая, 1964

“Белый караван”(1964), режиссёр Эльдар Шенгелая

За Эльдаром Шенгелая также прочно закрепилась репутация комедиографа. Снятые им "Голубые горы, или неправдоподобная история" и "Мачеха Саманишвили" стали фильмами знаковыми для всех поклонников теплого грузинского юмора. Тем не менее в рамках нашего списка мы предлагаем посмотреть не комедию, а драму - третью по счёту работу режиссёра, ленту "Белый караван". И дело тут вовсе не в том, что в 1964 году она номинировалась в Каннах на Золотую ветвь. Повествуя о горных пастухах, ежегодно перегоняющих овец на зимний выпас к Каспию, фильм показывает встречу традиционной грузинской культуры с индустриальной, урбанистической. При этом линия судьбы, поисков главного героя и сегодня, спустя более чем полвека, выглядит крайне современно. Даже, может быть, ярче прежнего, актуализируя вопрос об авторитарности вообще любого общества. Интересна картина и тем, что оператором здесь выступил Георгий Калатозишвили, сын Михаила Калатозова, чьи "Летят журавли" перевернули наше послевоенное сознание с ног на голову и стали единственной отечественной лентой, когда-либо получавшей Золотую пальмовую ветвь. В "Белом караване" в этом смысле заметна наследственность - и в потрясающей работе со светом и в характерных резких ракурсах.

“Пиросмани” Георгий Шенгелая, 1969

“Пиросмани” 1969, режиссёр Георгий Шенгелая

Простая, простодушная, рождавшаяся часто как плата за что-нибудь съедобное да рюмку водки живопись Нико Пиросмани стала одной из вершин грузинского изобразительного искусства. Она впитала в себя всё движение её, всю красоту, стала иконографией всего грузинского народа. Ремесленники нижнего Тифлиса, жители сел, ортачальские девицы и завсегдатаи многочисленных городских духанов, животные с человеческими грустными глазами - все они обрели покой и утешение в тихом, исполненном любви и Божьей благодати мире его полотен. В статичных эпизодах ленты Георгия Шенгелая этот мир оживает вновь. Сцены в нём сконструированы таким образом, что мы как бы изнутри видим живопись Пиросмани, попадаем в его личное пространство, постигая истоки и колорита, и темпоритмики. Роль Нико исполнил Автандил Варази, также известный, совершенно не похожий на Пиросмани по манере письма, но близкий ему трагичностью своей судьбы художник.

“Ступень” Александр Рехвиашвили, 1986

“Ступень” 1986, режиссёр Александр Рехвиашвили

Окончив в мастерской Сергея Герасимова режиссёрский факультет ВГИКа, родившийся в Москве Александр Рехвиашвили навсегда уехал в Грузию. Там, считая недопустимым для кино отрыв от родной почвы, он снял 4 полнометражные игровые картины. Сегодня его называют великим неизвестным режиссёром[4]. Действительно, в зрительской среде имя его совершенно не на слуху. В кинематографической - сугубо почитаемо. Мироощущение Александра Рехвиашвили трагично, фильмы - совершенно противоположны радостному, комедийному началу. Притчи по форме, они как бы обнажают зло, незримо присутствующее в каждой жизни. То, что обволакивает постепенно и погружает в сонное духовное оцепенение. Режиссёр далёк от понимания кино как зрелища, всегда стремится к упрощению формы, упразднению цвета, стиранию ярко выраженных сюжетных линий. “Ступень” в этом смысле компромисс. Это самая зрительская, самая популярная из лент Рехвиашвили, единственная, снятая им в цвете.

"Слепые свидания" Леван Когуашвили, 2013

"Слепые свидания" 2013, режиссёр Леван Когуашвили

В 90-е и начале двухтысячных грузинский кинематограф, как и каждый постсоветский, переживал глубокий кризис. Сейчас времена изменились, забрезжил свет. В кино пришли молодые, окончившие не только грузинские и российские, но и европейские, американские киношколы режиссёры. Появился опыт копродукции и ежегодно финансирующий 3 - 4 картины национальный киноцентр. Проснулось желание снимать современную жизнь. Новое грузинское кино уже не редкое явление на фестивалях и близких, и далёких от Грузии. Но вот в сети его, к сожалению, почти нет. Фильм “Слепые свидания” Левана Когуашвили - исключение и, если учесть удовольствие, которое лента способна доставить зрителю, весьма счастливое. Картина, если можно так выразиться, совершенно не туристическая. Ни открыточных видов старого Тбилиси или гор, ни традиционного застолья, ни песен. Обычные люди, потерянное, потерявшееся на осколках развалившейся страны поколение. Ноябрьское море с добродушно виляющими хвостами псами. В общем трагедия, но рассказанная поразительно лёгким, живым языком. С иронией, юмором, теплом и симпатией к героям - всем тем, что органично присуще всему хорошему кино Грузии.

“Мандарины” Заза Урушадзе, 2013

“Мандарины” 2013, режиссёр Заза Урушадзе

Грузино-абхазская война (1992-1993 гг.) Хотя фильм скорее о войне вообще. И о людях вообще, о том, как быстро, легко их можно потерять (и не в буквальном смысле). Картина выходит к универсальным вопросам, отталкиваясь от вполне конкретных обстоятельств. Точная иллюстрация неизжитого ещё конфликта и ещё один повод посмотреть, что происходит в грузинском кинематографе сейчас. В 2014 году на Варшавском кинофестивале лента получила приз за лучшую режиссуру, а в 2015 -м была номинирована на Оскар и “Золотой глобус” в категории “Лучший фильм на иностранном языке”.

“Знаешь, мама, где я был” Лео Габриадзе, 2018

“Знаешь, мама, где я был” 2018, режиссёр Лео Габриадзе

Лео - сын Резо, а Резо - человек, говорить о котором очень сложно - как-то не знаешь с чего начать. Это известный грузинский выдумщик и фантазёр. Кинодраматург: автор сценариев упомянутых выше “Не горюй!”, “Кувшин”, а также “Кин-Дза-Дза” и других замечательных картин. Художник, режиссёр театра марионеток, чья почти игрушечная криволинейная башня с часами так и влечёт к себе гостей старого Тбилиси. Вообще к Резо испытываешь огромную человеческую благодарность просто за то, что он есть. За безусловность, абсолют внутреннего его света и добра. За то, что совершенно нетронутым сохранил и выразил что-то бесконечно мудрое, детское, чистое. “Знаешь, мама, где я был” - это рассказанные и нарисованные им самим и превращенные в фильм Лео воспоминания о кутаисском детстве Резо. Поразительное, волшебное, необычайно ёмкое и в полной мере передающее исходящие от своего героя тепло и свет произведение. Подробнее о нём можно почитать в нешем тексте “Фантазии и факты, куклы и тушь. Немного об отечественной анимации”.


  1. Вельтман С. Николай Шенгелая. М.: Госкиноиздат, 1939. https://chapaev.media/articles/7063; ↩︎

  2. Григорян Л. Параджанов. Герой того времени. http://coollib.net/b/225871/read; ↩︎

  3. Данелия Г. Безбилетный пассажир: "байки" кинорежиссера. М., 2005; ↩︎

  4. Тыын С. Феноменология безвременья. Александр Рехвиашвили, великий и неизвестный // Искусство кино. 2014. №1. http://kinoart.ru/archive/2013/01/fenomenologiya-bezvremenya-aleksandr-rekhviashvili-velikij-i-neizvestnyj. ↩︎