/ Тексты

«Переезд по-самурайски». Рецензия историческая

Программа последнего Фестиваля японского кино пестрила экранизациями: песни, блоги, культовые автобиографии. Была среди них и лента, посталенная по новелле о временах эпохи Эдо. Чтобы историческая картина была полной, прокомментировать фильм мы попросили специалиста по японскому языку и культуре Полину Гуленок.


Однажды Наонори Мацудайра, феодал замка Химэдзи, получил указ сёгуна: его клан ждёт опасный и невиданный по масштабам переезд с насиженных мест в провинцию Оита, а руководить им будет местный библиотекарь-затворник. В смысле? Начинать разговор о фильме Иссин Инудо «Переезд по-самурайски» стоит с исторической справки.

Основная цель принудительных «переездов» кунигаэ в Японии начала эпохи Эдо - ослабление роли влиятельных кланов и укрепление тем самым ещё хрупкой централизованной власти. Основы системы заложил Ода Нобунага, окончательно сформировал сменивший его Тоётоми Хидэёси. К концу 1580-х годов он переселил в новые владения практически всех крупных даймё в стране, их крепкие, сложившиеся за века правления на родных землях связи были порушены. Центральные провинции Хидэёси населил сторонниками и родственниками, которым доверял, прочим раздал вотчины подальше, разделив сильные кланы территориально и предотвратив таким образом возможность сговора между ними. Тем же целям впоследствии служила и политика санкин котай, обязывающая даймё некоторую часть времени проводить на службе у сёгуна в столице, а на время пребывания в своих владениях оставлять ближайших родственников в качестве заложников в Эдо.

Масштабные перемещения кланов - а это тысячи людей - отнимали немало сил и средств. И чтобы хоть как-то смягчить ущерб, требовали тщательной организации. Вот об этих хлопотах и повествует поставленный Иссин Инудо по исторической новелле Акихиро Добаси (1969) «Переезд по-самурайски».

Кадр из фильма Иссин Инудо «Переезд по-самурайски»

Неожиданно для себя самого библиотекарь по прозвищу «улитка» Харуносукэ Катагири назначается главным организатором переезда клана Мацудайра. Из мира высоких материй ему предстоит скоро окунуться в дела весьма и весьма земные, но чрезвычайно ответственные. Где взять деньги и как воодушевить людей? Что делать, если новые территории не способны всех прокормить? Как рассортировать и упаковать вещи? Как пойдут эти тысячи людей с поклажей по дорогам Японии? Сюрпризы тоже никто не отменял.

Целью своей работы Инудо Иссин поставил напомнить зрителю о ярких, увлекательных и драматичных исторических лентах, которые давно уже стали визитными карточками японского кино и которые ранее снимались часто, а теперь уходят постепенно в прошлое. Вместе с тем его картина о жизни провинциальной Японии эпохи Эдо - фильм далеко не типичный.

В историях о самураях мы привычно ждём встречи с бесстрашными воинами - они готовы к смерти в любую секунду и жизнь проводят в бесконечных сражениях. Но действие «Переезда по-самурайски» происходит на заре эпохи Эдо. Это мирное время, когда оставаясь приверженцами воинского кодекса бусидо, самураи и за всю жизнь могли так и не обнажить меч в настоящей битве. Неудивительно, что Такамура, энергичный товарищ Улитки, от битвы с разбойниками приходит в дикий восторг. Он, пожалуй, более всего походит на образ самурая «старой закалки» - удалой, отчаянный, храбрый.

В эпоху спокойствия образованность, управленческие качества, умение порой плести интриги оказываются куда важнее мастерства владения мечом. И такой человек, как робкий, замкнутый Катагири, имеет все шансы раскрыть внутренние таланты. Воинской решимости ему, может, и не хватает, зато эрудированности, находчивости и благородства не занимать. Они приносят ему и высокий пост, и всеобщее уважение. Выдвижение самурая-библиотекаря - очень выразительное олицетворение эпохи.

Кадр из фильма «Переезд по-самурайски» (2019), реж. Иссин Инудо

Помогающая Катагири обрести уверенность в себе бойкая Оран - персонаж не менее яркий с исторической точки зрения. Общественное положение женщин в те времена было не очень-то завидным: домашний очаг, незаметная, безропотная поддержка мужа и всё. После смерти отца, сделавшего для клана многое, героиня даже не является его частью. Право на это имел бы сын, но никак не дочь. Фраза о том, что муж отправил её домой, звучит словно ненароком. А по факту это развод - одинокую, оставшуюся без поддержки родных женщину с ребёнком на руках выставляют из дома, когда она становится неугодной. Ни товарищи отца, ни, несомненно, знающий о его заслугах глава клана, - никто Оран не помогает. Её дом об этом красноречиво свидетельствует. Когда Катагири навещает её впервые, ничего кроме кипятка она предложить ему не может.

Но несмотря ни на что девушка сохраняет бодрость духа, гордость и решительность, какими не каждый самурай может похвастать. Она находит возможности проявить и лидерские качества, и женское обаяние - ведь что может лучше поддержать в мужчине боевой дух, если не женская забота и ласка? Волевой характер Оран помогает боязливому Улитке выползти из своей раковины - научиться принимать решения, отстаивать мнение и уверенно применять вычитанные в книгах знания на практике.

Робкий, но эрудированный и находчивый Катагири, весёлый и отважный Такамура и энергичная, решительная Оран, ставшие волею судеб причастными к сложному и опасному для целого клана делу, составили прекрасную команду, где каждый восполняет то, чего недостает другому. На фактурном историческом фоне, где и второстепенные персонажи прорисованы точными штрихами, за становлением героев, их сближением, падениями и взлетами наблюдать невероятно интересно. А вкупе с солнечным, ярким колоритом и песнями, ещё и оптимистично-обнадёживающе: всё в этом фильме о том, что как бы сложно ни было, впереди всё будет хорошо непременно.