/ КИНО

"Гнев": 30-ые, 50-ые, 2010-ые

Творческая биография португальского режиссёра Сержиу Трефо насыщенна и разнообразна: изучал философию в Сорбонне, работал некоторое время журналистом, помощником режиссёра, занимался организацией фотовыставок. Далее - документалистика: шесть лет возглавлял Doclisboa, единственный в Португалии фестиваль неигрового кино, был президентом национальной ассоциации документальных фильмов. Вероятно, поэтому художественные его работы и выходят столь непохожими одна на другую.

Сержиу Трефо получает приз еженедельника "Коммерсант" на ММКФ'40. Рядом Андрей Плахов.

Первая из них, чёрно-белое высказывание о любви и политике, лента “Путешествие в Португалию” была представлена и получила главный приз международного конкурса на ханты-мансийском фестивале кинодебютов “Дух огня” в 2011 году. В этой же поездке в Россию родился замысел второго игрового фильма. “Треблинка” (2016) снималась по воспоминаниям бывших заключённых на русском языке, преимущественно в поездах и на вокзалах Польши, Украины, России и одержала победу на фестивале независимого кино IndieLisboa. В контексте разного рода связей первых двух картин режиссёра с Россией мировая премьера третьего фильма Сержиу Трефо, “Гнев”, на Московском кинофестивале выглядела очень естественно. Тем более, что и продюсер картины Каролина Диас, как оказалось, училась в Московском университете международных отношений и прекрасно говорит на русском языке.

Хуго Бентеш и Каролина Диас, продюсер и исполнитиель главной роли в фильме "Гнев" (2018) Сержиу Трефо

"Гнев" снят по роману Мануэла да Фонсека “Посеешь ветер”, написанному в конце 1950-х о событиях, действительно имевших место в Алентежу, самом бедном регионе южной Португалии, в 30-ых годах того же века. Тематически роман и вслед за ней картина близки неореализму. В основе - социальная драма, трагедия тотальной несправедливости. “Бедные рождаются бедными, богатые - богатыми. Богатые умирают богатыми. Бедняки умирают бедняками”, - монотонно констатируя данность, звучит за кадрами экспозиции и повторяется вновь в преддверии развязки голос главного героя.

Кадр из фильма "Гнев" (2018) Сержио Трефо

В центре сюжета обнищавший, оставленный без средств существования, возможности кормить больного сына и всякой надежды крестьянин Палма. В его роли требовательный, всегда высоко поднимающий планку будущего фильма Сержиу видел долгое время лишь Хавьера Бардема. Планам этим сбыться было не суждено, и в фильме появился Уго Бентеш. Актёр непрофессиональный, хоровой певец, в прошлом футболист и телохранитель с ролью справился великолепно, глубоко, осмысленно. Соседство в кадре с известной Изабель Рут, поначалу сильно его пугавшее, вероятно, послужило дополнительным стимулом, и Уго полностью вжился в роль, даже вне съёмочной площадки пребывая во власти образа Палмы.

Хуго Бентеш в роли Палмы в фильме "Гнев" Сержиу Трефо

В конечном счёте убивший помещика, впоследствии он изображался газетчиками хладнокровным чудовищем, зверем. Режиссёр же поставил задачу рассказать эту историю объективно, представить крестьянина на суд зрителю таким, каким он был в действительности - не жестоким варваром, но и не сражающимся за права народа героем, а простым, загнанным в угол, униженным и снедаемым гневом мужчиной. Показать причины его поступка - всю цепочку приведших к убийству событий.

Кадр из фильма Сержио Трефо "Гнев" (2018)

Решает эти задачи режиссёр посредством максимально рельефной, жёсткой, сухой картинки, кольцевой композиции и специфического построения кадра. Взятые нижним ракурсом пустынные пейзажи, словно нависающие тяжёлыми тучами над одиноким крестьянским домом, обостряют ощущение беспомощности, обреченности, статичность камеры подчеркивает незыблемость, непоколебимость сложившегося уклада. В пустом доме полнятся пустотой и сердца живущих. Голод вытесняет слова, песни - традиционные крестьянские песни о лишениях и тяготах звучат лишь за кадром. Не находящие в себе сил даже на отчаяние женщины безмолвствуют в ожидании новых страданий.

Леонор Сильвейра в фильме Сержиу Трефо "Гнев"

Чувствуется и фотографический опыт режиссёра, и его любовь к киноклассике - от великого немого до советского кинематографа конца пятидесятых. Минимальное количество диалогов и быта. Максимум выразительности в чёрно-белой, чёрно-серой скорее, палитре.

Изабель Рут, кадр из фильма Сержиу Трефо "Гнев"