«Смерть нам к лицу» и другие. «Окно в Европу»-2019 вкратце

Завершившийся в Выборге фестиваль российского кино «Окно в Европу» в этом году был посвящён памяти Ролана Быкова, конкурсные показы предварял фрагмент из поставленного им «Айболита-66». И удивительное дело: звучащие в нём слова о том, что мир видится таким, какой он есть на самом деле, только если смотришь с разных сторон, как нельзя лучше описали характер представленного игрового конкурса. Рассказываем вкратце о всех 11 его участниках.


СЕМЬ ПЬЯНИЦ, режиссёр Сергей Кузнецов

Россия | 2019 | 81 мин.

Кадр из фильма Сергея Кузнецова «Семь пьяниц» (2019)

«Хотели сделать взрослый фильм», - так обозначил свои интенции относительно «Семи пьяниц», второго в карьере полного метра, режиссёр Сергей Кузнецов. Первый «Деливеранс» здесь, в Выборге, в 2013 году получил приз за лучший дебют. Картина, словно в противовес этим словам, свозит ребячеством. Речь вовсе не о желании сыграть в «Дикий Запад» - обращение к жанру, напротив, кажется идеей светлой - но о неумении адекватно оценивать свои силы. Режиссёр здесь не только режиссёр, но и продюсер, и оператор, и сценарист. Последнее совершенно точно зря: неясные, без историй персонажи, смутные диалоги, ничего не проясняющий финал. Вполне симпатичная картинка как будто повисает в воздухе.


КАК НОВЫЙ, режиссёр Евгений Шелякин

Россия | 2019 | 95 мин.

Кадр из фильма Евгения Шелякина «Как новый» (2019)

«Как новый» - это комедия. Лирическая и жизнерадостная: действие локализуется в ярком, солнечном Таиланде и, начавшись с вопроса, заканчивается вполне утвердительным, даже с сердечками, смайликом. Живая и стремительная: тут и потеря памяти, и кулинария, и танцы с огнём, и криминальные разборки. С трогательной личной - сценарист Константин Чармадов выдумал эту историю своему отцу, подарив главному герою его черты и имя, и сложной исторической - понтийские греки, Грузия, 90-е - подоплёкой. Т.е. при всей лёгкости, фильм не кажется (что часто бывает с нашими комедиями) пустым. Плюс Михаил Гомиашвили в образе вредного, но доброго и предприимчивого Ксенофонта очень к себе располагает. Рабочее название ленты звучало как «Сенафон», Ксенофонт на тайский манер, но впоследствии изменилось. И после фестиваля, вероятно, снова это сделает - дискуссия была бурной. Так что в прокат ждём, а под каким именем неизвестно.


СМЕРТЬ НАМ К ЛИЦУ, режиссёр Борис Гуц

Россия | 2019 | 77 мин.

Кадр из фильма Бориса Гуца «Смерть нам к лицу» (2019)

В прошлом году снятый на мобильный телефон «Фагот» Бориса Гуца был отмечен в Выборге дипломом Гильдии киноведов и критиков. В этом режиссёр продолжил работу в той же технике. «Смерть нам к лицу» снята как бы от разных лиц. Обращения к друзьям и личные видеозаписи, попытка собственного дока внутри и режиссёрский взгляд извне. Поначалу это многоголосье несколько сбивает, но со временем начинает работать только на: грань между постановкой и реальностью стирается, повествование выстраивается в нечто и стройное, и ёмкое, а простая и буднично реальная история звучит очень близко к сердцу. При этом по сути драма - у юной семейной пары беда, страшный диагноз, девушка уже смирилась, вовсю готовится к похоронам, а юноша отчаянно ищет деньги на операцию - рассказывается живо и даже со смехом. Точно воспроизводя фактуру и преодолевая её, к счастью.


ЭЛЕФАНТ, продюсеры Алексей Гуськов, Сергей Сельянов

Россия | 2019 | 80 мин.

Кадр из фильма «Элефант» (2019)

Снят и написан «Элефант» Алексеем Красовским. На этапе постпродакшна он поругался с продюсерами и имя своё в титрах решил не указывать. Со слов представлявших фильм на фестивале Алексея Гуськова и Сергея Сельянова, ссора вышла в основном из-за плохой игры некоторых занятых в эпизодах актёров. В доказательство была продемонстрирована единственная вырезанная впоследствии сцена. Происходящее в ней, действительно, напоминало скорее капустник с несмешными карикатурами. Впрочем, судя по «Празднику», к ним у режиссёра слабость. Что же до представшего перед зрителем после конфликта и кардинального перемонтажа, то оно хоть подобными провалами и не грешило, но выглядело тускло, а иногда и бессмысленно. Герой, нежный и ранимый внутри и с толстой, как у слона, кожей и злобным нравом снаружи в прошлом писатель, сочувствия в общем не вызвал, слезы, которыми наградило его новое сердце, не оправдались.


СЕДЬМОЙ ПРОБЕГ ПО КОНТУРУ ЗЕМНОГО ШАРА, режиссёр Виталий Суслин

Россия | 2019 | 97 мин.

Кадр из фильма Виталия Суслина «Седьмой пробег по контуру земного шара» (2019)

Если бы нужно было к каких-то привычных выражениях обозначить стиль, в котором Виталий Суслин снял свой «Седьмой пробег по контура земного шара», то подошёл бы, пожалуй, поэтический реализм. Первое, что вспоминаешь, думая о нём, - это цвет, небесно-голубой и золотой, на фоне доминирующего серого. Второе - живой и до невероятности трогательный герой, в дивном исполнении более сорока лет служащего в «Ленкоме», но в кино почти не снимавшегося Александра Карнаушкина. При мутной будничности сюжета это абсолютно сказочное произведение, где доброе, творческое начало каким-то тихим ручейком, подспудно преодолевает любую, и самую безысходную мглу повседневности. Очень светлый, наводящий в душе порядок фильм.


НЕТ БОГА КРОМЕ МЕНЯ, режиссёр Дмитрий Давыдов

Россия | 2019 | 115 мин.

Кадр из фильма Дмитрия Давыдова «Нет бога кроме меня» (2019)

Якутское кино, известно, последние годы переживает небывалый расцвет. Картины участвуют в международных конкурсах, получают награды и сильно радуют своей незамутнённой чистотой и самобытностью. Но складывают при этом далёкий и очень непохожий на остальные наши территории образ региона. Созданная при поддержке «Саха-фильм», но на частные средства картина Дмитрия Давыдова, напротив, включает Якутию в общероссийский социальный контекст. Серое межсезонье, тк, линялые новостройки и обшарпанные гаражи. Повсеместная неустроенность и непонятность что завтра. На привычном глазу фоне режиссёр, а в повседневности учитель и директор школы, снимает драму о том, как медленно и страшно, случается, уходят близкие, о том, как косно равнодушен бывает к этому мир и о том, как невозможно в подобной ситуации принять «верное» решение. Звучит пронзительно и горько.


ПЕЧЕНЬ, режиссёр Иван Снежкин

Россия | 2019 | 90 мин.

Кадр из фильма Ивана Снежкина «Печень» (2019)

То, что через пару месяцев после премьеры на «Кинотавре» «Быка» ВГИК-Дебют привёз в Выборг ещё один фильм про 90-е, вызвало непроизвольную улыбку. В то время как фильм, хоть и был заявлен как комедия, ни улыбки, ни смеха, ни смешка не пробудил, более того, выглядел нелепо и даже трешево. Интереса к времени, в котором, пусть и с оговоркой о практическом отсутствии воспоминаний, признался режиссёр, было не разглядеть, зато пошлость экран заполоняла. От фабулы - неблагополучные школьники решают поднять бабла, продав загибающемуся авторитету печень, - и какой-то дурацкой укрупнённости образов до отсылающего к кино Балабанова кастинга (Сергей Маковецкий, Константин Мурзенко, Светлана Письмиченко) и музыкальной попсы нашего уже времени на титрах.


КАК МЫ ЗАХОТИМ, режиссёр Владимир Козлов

Россия | 2019 | 82 мин.

Кадр из фильма Владимира Козлова «Как мы захотим» (2019)

«Как мы захотим» - высказывание скорее публицистическое, смелое, отчаянно жестокое, но в своей внутренней логике точное. Снятое в псевдодокументальной манере, дрожащей камерой, с кучей мата, оно рассказывает до боли сегодняшнюю историю Кати и Паши, которые, проводя очередной вечер своего незамысловатого студенчества, вдруг оказываются жертвами ментовского беспредела. При этом реальность конструируется и наполняется, включая самих Катю и Пашу, персонажами так, что жуткий, шокирующий финал с самого начала становится неизбежностью. Кроме главных героев, здесь и мать, которой проблемы дочери до фени, лишь бы бабушкино кольцо не продавала, и друзья, обещающие помочь и тут же на все деньги покупающие дурь, и утонувшее в изощрённых опытах безжизненное арт-пространство, и вуз, где тему диплома предлагают сменить, потому что ректору-мракобесу она может не понравиться. Одним словом, всё как оно есть и так наглядно, что, с одной стороны, зал покинуть хочется, с другой - а выйдешь-то ты куда?


Я СВОБОДЕН, режиссёр Илья Северов

Россия | 2019 | 95 мин.

Кадр из фильма Ильи Северова «Я свободен» (2019)

Красиво снятый в Крыму фильм Ильи Северова (учился у Константина Лопушанского) рассказывает о странном сообществе ещё детей, где 17-летний Артём пытается изжить мучающее его после несчастного случая чувство вины. Повествование путаное, нелинейное, метафоричное и очень условное. Все действующие лица оказываются в итоге отблесками самого героя. Свободу он обретает, но форма над содержанием неприятно превалирует.


ПРОСТОЙ КАРАНДАШ, режиссёр Наталья Назарова

Россия | 2019 | 92 мин.

Кадр из фильма Натальи Назаровой «Простой карандаш» (2019)

«Простой карандаш» - предельно реалистичная, рельефная социальная драма, в центре которой простая, но весьма удачная, ёмкая метафора. Героиня, петербургская художница Антонина, следуя за несправедливо осуждённым мужем, перебирается на север, в Архангельскую область. Здесь кругом лес, потому главное предприятие - карандашный завод. Жители в основном обслуживают конвейер, но укладывая карандаши в плотные пачки, о прямом их назначении - творчестве - не вспоминают. Так же с детьми. Производя на свет новые жизни, о том чтобы показать им саму жизнь - красоту, любовь, свободу - никто и не помышляет. И вооружившись собственно карандашом - устроившись учителем рисования в местную школу - Антонина всеми силами, самозабвенно этим обстоятельствам противостоит. Успешно ли, сказать, не сломав будущему зрителю интригу, сложно. Отметить только стоит, что картина справедливо мрачная. Главным злом в ней становится не антагонист, естественно, присутствующий, но общее молчаливо-приспособленческое, непротивительное по отношению к нему отношение, почему прекрасно выписанный съёмочной группой герметичный мирок превращается не только в замкнутый, но и постепенно сужающийся круг. А это и точно, и точно выходит за рамки показанной провинциальной действительности.


ТАНЕЦ С САБЛЯМИ, режиссёр Юсуп Разыков

Россия | 2019 | 93 мин.

Кадр из фильма Юсупа Разыкова «Танец с саблями» (2019)

Лаконичный рассказ о том, как, в каких обстоятельствах Арам Хачатурян создавал самое исполняемое своё произведение - «Танец с саблями». Обстоятельства только к войне не сводились. Призрачный, снятый с места театр, опасная бесформенная несвобода и постоянное давление, когда неспособные создавать оценивают, насколько лояльно строю созданное гениями. Снято минималистично, с определённой долей условности. Амбарцум Кабанян не слишком-то похож на Хачатуряна, по некоторым сценам вообще не ясно, сон это, фантазия или авторская ремарка к тому или иному образу. Впрочем, недоработкой, слабостью оно не кажется: на замутнённом фоне отчётливей самое существенное - музыка и позволяющая её творить внутренняя свобода композитора.

Рецензия: «Танец с саблями»: свобода в тесных рамках.

3 - 7 августа
Выборг, кинотеатр «ВЫБОРГ ПАЛАС»


ТАКЖЕ О ФЕСТИВАЛЕ: