ФЕСТИВАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ' 2019

14-й ФЕСТИВАЛЬ АМЕРИКАНСКОГО КИНО от CoolConnetcions | Санкт-Петербург

amfest2019-1

Петербургская версия «Амфеста» была традиционно скромнее московской, но до сути мы, конечно, добрались. Полнометражными акцентами стали «Арахисовый сокол», каннский «Томмазо» и «Прощание» Лулу Ванг. Последнее получило на «Санденсе» приз зрительских симпатий, а затем по итогам года вошло в различные списки лучших из лучших. В частности британский журнал «Sight&Sound» поместил его на 20-ю из пяти десятков позицию. Хотя центральное место в программе занял всё-таки «Томмазо»: фильм диалог начал, режиссёр - Феррара присутствовал на показе - продолжил. Дискуссия вышла непродолжительной, но яркой: она продолжила кинематографическое повествование.
Амфест-2019: дискуссия после показа "Томмазо", Абель Феррара
Отвечая на зрительские вопросы, какие-то из них Феррара перенаправлял Кристине, которая только что смеялась на экране, а теперь сидела с малышкой на задних рядах. И она продолжала смеяться и спорить, как делала это в разговорах внутри кино. Экранная реальность сходила в зал, герой становился ещё более живым.
Амфест-2019: Абель Феррара в Санкт-Петербурге

Фото: Елена Елизарова

ФИЛЬМЫ | ВПЕЧАТЛЕНИЯ


Прощание


ПРОЩАНИЕ
Лулу Ванг
США, Китай | 2019 | 100 мин.

Сценарий «Прощания» Лулу Ванг сняла со своей же жизни. «Основано на реальной лжи», - значится на афише. Помимо отсылки к достоверности в этих стремительно увлекающих в драму словах упрятана и её драматургическая ось: линия правда-ложь обернётся внутренним рубежом, с принадлежностью расположенным по разные от него стороны мирам и будет разбираться героиня. Главным эпитетом в разговорах о фильме станет ванильно-пустоватое «трогательный». Но он куда шире. В приятной пастельной гамме найдутся и мрачно-серые оттенки тоски и безысходности, и милые, комедийно-праздничные цвета и узоры. Действительно сентиментальная история бабушки, прощание с которой, дабы не нарушить её неведение, заботливо обыгрывается свадьбой, вырастает в неразрешимо неоднозначный конфликт культур - современной и традиционной, западной и восточной, индивидуалистской и ориентированный на общность, старомодно сказочной, мифологичной и утилитарно-правдивой. При этом главным преимуществом «Прощания» становится его сдержанность. Оно не бушует, не кричит и не упрощает то, что упростить очень соблазнительно. Потрясающей красоты финальный кадр с взлетающими в небо птицами остаётся в памяти по-восточному мудрым многоточием.

Валерия Цыганова
6 октября, Санкт-Петербург, кинотеатр «Аврора»


Нимич


НИМИЧ
Йоргос Лантимос
Германия, США, Великобритания | 2019 | 12 мин.

Даже если не знать, что «Нимич» работа Лантимоса, любой, кто смотрел его кино, установит авторство в первые же минуты. Здесь и техника «Фаворитки»: широкоугольные объективы, нижние ракурсы, искажающие пространство и создающие неуютное ощущение замкнутости, клаустрофобии, подглядывания, и ситуация - предельная, абсурдная, жутко-тревожная. Йоргос Лантимос как он есть, стопроцентная концентрация его «странного» стиля.

Валерия Цыганова
6 октября, Санкт-Петербург, кинотеатр «Аврора»


Томмазо


ТОММАЗО
Абель Феррара
Италия, Великобритания, США | 2019 | 155 мин.

«Томмазо» - это абсолютный успех Феррары, однозначно лучший его фильм. Интимный, и в то же время воздушный, открытый, ясный. Пространство запредельной искренности, откровения, содранной кожи, где быт становится бытием и где, не выходя за рамки обыденного, паришь между реальностью, фантазией и чистым творчеством. Герой (стоит ли говорить об игре Уиллема Дефо?) так заразительно живо живёт, сложный, то стремительный, то замирающий, подобный его пульсу, ритм насколько крепко вовлекает, что отдаёшься фильму без остатка, а диалог ведёшь на самой высокой ноте внутреннего своего голоса.

Валерия Цыганова
4 октября, Санкт-Петербург, кинотеатр «Аврора»

Читайте также наш развёрнутый текст о режиссёре: «Сие есть Кровь Моя»: Феррара в свете «Томмазо»
.


Звук тишины


ЗВУК ТИШИНЫ
Майкл Тибурски
США | 2019 | 85 мин.

Полнометражный дебют любимчика Sundance Майкла Тибурски. Американский фильм, не похожий на американское кино, в котором Нью-Йорк не похож на Нью-Йорк, к которому мы привыкли в кино. Скупой колорит, небыстрый темп. Внимание приковывает одна тонкая линия, она и основа сюжета: перекрестки шумных проспектов и тихие уголки квартир утопают в звуках, но это совсем не какофония - свой аккорд есть как у хаоса Уолл-стрит, так и у кажущейся тихой спальни. Питер Люшиан умеет слышать консонансы и диссонансы пространств и зарабатывает на жизнь тем, что настраивает мелодию квартиры до состояния полной гармонии. Настроение фильма соответствует характеру героя, а он - редкий для нашего времени человек поэзии и математики, немногословный и чуткий, - это значит, смотреть придется внимательно.

Ульяна Иванова
2 октября, Санкт-Петербург, кинотеатр «Аврора»


29 Международный кинофестиваль «Послание к человеку» | Санкт-Петербург

m2m-2

ФИЛЬМЫ | ВПЕЧАТЛЕНИЯ


ЛОЛА ЖИВАЯ КАРТОШКА
Леонид Шмельков

Анимация | Россия, Франция | 2018 | 17 мин.

Округлые мягкие звуки, так уютно собранные вместе заглавием этого чудного рисованного мультфильма, очень гармонично шепчутся и наполняют собой созданное в нём красочно-тёплое и словно застывшее где-то внутри каждого из нас пространство. Лола - малышка лет шести, она вместе с мамой и совсем крохотным братцем живёт в старом, хранящем множество историй и живую память о дедушке доме, и он сообразно масштабам дитячей вселенной, не замечая границ между жизнью и фантазией, открывает горизонты совершенно бескрайние. Заповедный мир детства воссоздан здесь в гогеновской палитре и к его же образу первозданного рая апеллирует. Интенсивные локальные цвета, тёплом обнимающий охристый жёлтый, глубокий багряно-красный и пронзительный, чистый девственно-белый, узоры и покатые, простые линии, внутренняя тишина, замедленность. Всё это так живо и поэтично, такой сильной витальной энергией наполняет, что и драма расставания и безвозвратной утраты этого маленького огромного мира переживается с улыбкой. Сама же Лола, как и все дети, взрослеет для себя самой незаметно и вот уже с любопытством смотрит в будущее.

Валерия Цыганова
20 сентября, Санкт-Петербург, кинотеатр «Великан-Парк»



В ПОИСКАХ ЕВЫ
Пиа Хелленталь

Документальный | Германия | 2019 | 84 мин.

В Берлине очень свободолюбивая, гедонистическая атмосфера, и Ева отлично в неё вписывается. Отказавшись даже от собственного имени, она создает новую, свободную от предрассудков и закоренелых устоев капиталистического общества себя. Ева напоминает героев раннего Керуака - такая же анархистка и бунтарка, разочаровавшаяся и ищущая новые идеалы и точки опоры - и в реальном, и в виртуальном пространствах. Это героиня, а фильм Пии Хелленталь её интимный дневник. Страницы перепутались, но слова всё же складываются в картинку. Погружение в острую, яркую атмосферу, пристальное внимание к деталям и восхищение человеческим телом – «В поисках Евы» есть всё, что и в «Воображаемой любви». Но если у Долана стиль поглощает, то в картине Пии Хелленталь он всё же выражение. Каждая из эмоций её героини подчёркнута и выдвинута на передний план, и всё это так ненавязчиво и легко, что усомниться в искренности совершенно невозможно.

Марина Лащенкова
18 сентября, Санкт-Петербург, кинотеатр «Великан-Парк»



НЕ ЗА ГОРАМИ
Алексей Евстигнеев

Документальный | Россия | 2018 | 14 мин.

Не за горами, но среди гор где-то в Краснодарском крае постукивает и дребезжит единственная и последняя узкоколейная железная дорога. Она и есть герой снятой на пару фотоаппаратов призрачно-акварельной курсовой работы молодого вгиковца Алексея Евстигнеева. Первоначальным его замыслом было снимать только то, что оказалось бы внутри монотонно курсирующего по старым рельсам вагончика, но уговорами оператора Елизаветы Поповой в кадр попали и «потусторонние» пейзажи. Надо сказать, не зря - недвижимость этих зелёных планов только подчеркнула строй внутренних историй, получилось удивительно неспешное - на фоне непрерывающегося движения, вдумчивое повествование, очень ёмкие 14 минут.

Валерия Цыганова
17 сентября, Санкт-Петербург, кинотеатр «Великан-Парк»



ОЗЕРО ДИКИХ ГУСЕЙ
Дяо Инань
Китай, Франция | 2019 | 117 мин.

«Озеро диких гусей» поистине «кино сверхреальности» - так названа была программа, в рамках которой прошёл показ, и только так можно обозначить, что показал нам Дяо Инань в своём фильме - визионерской криминальной драме, где мрачный мир провинциальных китайских предместий сквозь множество жестоких и очень реальных подробностей предстаёт совершенно фантастической, но более чем убедительной неоновой вселенной - с розовыми фламинго, кровавыми зонтами и прекрасными купальщицами в белых широкополых шляпах, со стремительными гонками по кругу, с до предела насыщенным, тугим пространством и мягким обволакивающим светом, со своей правдой, поэзией … и любовью. Лихо и очень красиво.

Валерия Цыганова
16 сентября, Санкт-Петербург, кинотеатр «Великан-Парк»



ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДУШ НА УЛИЦЕ ОБЕРКАМПФ В ПАРИЖЕ
Жюли Конт

Документальный | Франция | 2019 | 26 мин.

Общественный душ на улице Оберкампф – маленький оазис для малоимущих, обездоленных людей. Здесь можно помыться, размяться, бесплатно постирать вещи, жизнь идёт своим чередом, о внешнем мире лишь на долю секунды напоминает объявление о столкновении полиции и «жёлтых жилетов». Но герои Жюли Конт и пространство, где она за ними наблюдает, чётко разделены закадровым голосом. Мы смотрим на никак не взаимодействующего с камерой человека в общественном душе и слышим историю о том, почему он сюда приходит. Таких рассказов восемь, и все они о надежде. Интересна и тема, и то, как она раскрывается.

Марина Лащенкова
16 сентября, Санкт-Петербург, кинотеатр «Великан-Парк»



РАСКРАШЕННАЯ ПТИЦА
Вацлав Мархул
Чехия, Украина, Словакия | 2019 | 169 мин.

Чёрно-белая экранизация одноимённого романа. Автор Ежи Косинский, американец польско-еврейского происхождения, центральная тема творчества - Холокост. Вокруг его «Раскрашенной птицы» было много пересудов, писали в частности и то, что это одно из самых жестоких произведений в литературе XX века. Картина Вацлава Мархула такому определению вполне соответствует: объектом изучения в ней становится насилие. И первые же кадры с однозначностью зримого образа ставят перед фактом: это звериная природа человека, беспричинная, безосновательная и неискоренимая. На протяжении 169 минут, контрастно, в безжалостных крупных планах она рассматривает, как грязный, бесчеловечный мир средневековых суеверий и варварских законов, бьёт и поглощает чистое, дитя. Каждый новый эпизод, глава, в которую в поисках крова вступает мальчик, чьи родители оказались в концлагере, заставляет вжиматься в кресло в предчувствии чего-то ещё более жуткого. И кажется - зачем? Вероятно, такой вопрос и задавали себе те, кто, не выдержав градуса жестокости, покидал зал. Но финал «Раскрашенной птицы» гениален. В момент, когда с ужасом и застывшими в глазах слезами ждёшь только апокалиптического - он вдруг открывает взору новый маршрут. Из безумной «скотской» фантасмагории - возвращает в мир человеческого. Лента, с просмотра которой выходишь обессиленным, слабым, но с хрупкой надеждой, верой в то, что путь в очищение всё же есть. Искренне присоединяюсь к тем 11 минутам оваций, которыми наградили фильм в Венеции.

Валерия Цыганова
15 сентября, Санкт-Петербург, кинотеатр «Аврора»


V Международный фестиваль документального кино «ДОКер»| Москва

Фестивальные заметки КИНО/ВИНО: ДОКер-2019

В ЦЕЛОМ О ФЕСТИВАЛЕ

2019-й был для ДОКера годом юбилейным - пятым. В подарок зрителю отобрали 5 десятков лент со всего света, на фестивальной карте обозначили 5 городов. Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Ярославль и Новосибирск - и везде, кажется, праздничная атмосфера. Еще бы! Что может быть лучше ярко-жёлтых с розовыми и голубыми яблоками афиш? Яблоко - символ мудрости, познания добра и зла, и его совершенно спокойно можно было надкусить на церемонии открытия. Ещё это символ мира, и как справедливо показано на афише, когда мы не молчим, снимаем и, что не менее важно, смотрим качественное документальное кино - он у нас в руках.

Подробнее - в обзоре Соны Арсенян: «ДОКер», или почему кино важнее документа.

ФИЛЬМЫ | ВПЕЧАТЛЕНИЯ



ХОЗЯИН ОЛЕНЕЙ
Ксения Елян
Документальный
Россия, Эстония | 2018 | 72 мин.

Выпускница школы документального кино Марины Разбежкиной Ксения Елян отыскала совершенно необычных героев. Захар и Прокоп ещё совсем дети, но у них уже есть свои олени и своя тундра, где они будут кочевать вместе с рогатым наследством. Интересно, каково это? Это почти то же самое, что иметь свой уголок во вселенной, скажем, галактику. С этой позиции - галактики, вечности - на этом языке и говорит фильм Ксении Елян. Не спеша, не пытаясь ничего доказать и не обозначая никаких проблем. Внезапно, как жизнь маленького обитателя тундры, начинается - заканчивается, так и не дав зрителю вздохнуть.

Сона Арсенян
6 апреля, Москва, кинотеатр “Октябрь”



АСЕКСУАЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ
Ева Ламмелова
Документальный, короткометражный
Чехия | 2018 | 40 мин.

«Нас не понимают, потому что совершенно не представляют, как это - быть асексуальным», - герои фильма Евы Ламмеловой не жалуются, но честно рассказывают о том, чего люди обычно не воспринимают, - о себе. Как можно прожить жизнь и не влюбиться? Куда уходит сексуальная энергия? Можно ли выйти замуж за асексуала? На эти вопросы режиссёр попыталась ответить в своём фильме, неоднозначной, интересной и очень смелой работе, после просмотра которой вопросов возникает ещё больше, а ответы на них нужно искать самому.

Сона Арсенян
5 апреля, Москва, кинотеатр “Октябрь”



КТО ТЕБЯ СДЕЛАЛ?
Иирис Хярмя
Документальный
Финляндия | 2018 | 55 мин.

Что чувствуют роботы? О чем они думают? Есть ли у них мораль и нужна ли она им? Как им жить рядом с людьми? Фильм Иирис Хярмы – это честный и сопереживающий взгляд на носителей искусственного, но интеллекта, а может даже и искусственной души.

Сона Арсенян
5 апреля, Москва, кинотеатр “Октябрь”



ЧЕТВЁРТАЯ ВЛАСТЬ
Дитер Фарер
Документальный
Швейцария | 2018 | 98 мин.

В 21-ом веке журналисты вынуждены не только гоняться за новостями, но и тщательно проверять информацию, пользоваться селфи-палкой, делать лайфстримы и писать «шапки» в блогах. Фильм Дитера Фарера - это история тех, кто сам пишет историю, и он не просто наблюдает за своими героями, а проникает прямиком в души, превращая простое интервью в настоящую исповедь.

Сона Арсенян
4 апреля, Москва, кинотеатр “Октябрь”


РОССИЯ С НЕБА
Петра Хёфер, Фредди Рёккенхаус

Документальный
Германия | 2018 | 90 мин.

Фильм-путешествие над Россией от края до края. Взгляд на самую большую в мире страну с высоты птичьего полёта, взгляд восхищённый. Снятый в телевизионном формате, на большом экране фильм превратился в нечто монументальное и смотрится очень эффектно.

Сона Арсенян
3 апреля, Москва, кинотеатр “Октябрь”


ХXV Российский кинофестиваль ЛИТЕРАТУРА И КИНО | Гатчина

Город Гатчина, кинофестиваль «Литература и Кино»

В ЦЕЛОМ О ФЕСТИВАЛЕ

Жюри ’19 года возглавлял Марк Рудинштейн. На открытии он кокетливо заметил, что судить будут субъективно. Этого не случилось - результаты оказались более чем объективными. «Гранатовый браслет» получил прекрасный и невероятно трогательный анимадок Лео Габриадзе «Знаешь, мама, где я был?», приз за лучшую режиссуру был отдан Авдотье Смирновой («История одного назначения»), лучшим игровым фильмом стало «Облепиховое лето» Виктора Алфёрова. Сильные и уже признанные работы.

Фестиваль был 25-м, юбилейным. Сегодня, когда в стране свыше 300 всевозможных смотров, это много. Говорили о том, как все эти годы фестивалю помогал город. Основательно, всесторонне. И действительно, в людном фойе перед традиционной красной ленточкой совершенно точно ощущаешь - событие гатчинцам важно. Церемония открытия здесь всегда при полном зале, все нарядные, тут и там бурные обсуждения, кто из артистов когда приезжал. Единственная оговорка по этому году: в антракт между церемонией и собственно показом кино зал опустел наполовину… А показана была завершённая наконец лента Александра Велединского «В Кейптаунском порту», ранее в августе, ещё незаконченной, она открывала «Окно в Европу».

Живо и трогательно поздравляли Генриетту Карловну (Ягибекову), первого директора и самого фестиваля, и ставшего ему бессменным домом кинотеатра «Победа». Вспоминали тех, кто долгие годы дружил и стоял у истоков: Валентину Иванову и Сергея Есина, Зинаиду Шатину, Даниила Гранина, Кирилла Лаврова и многих других, и такие волнительные моменты фестивальной истории, как, например, приезд Кшиштофа Занусси. Видеовоспоминания о тех, кого в последние годы не стало, были особенно пронзительны. За несколько часов до открытия пришли невыразимо грустные вести: ушёл Георгий Данелия. Зал стоял, многие плакали.

Приз за вклад в развитие кинематографа вручили актрисе Людмиле Чурсиной.

ХXV Российский кинофестиваль «Литература и Кино» в Гатчине

ФИЛЬМЫ | ВПЕЧАТЛЕНИЯ



РИСУНКИ ДОЖДЁМ
Константин Одегов
Россия | 2018 | 94 мин.

Не кино, а своего рода форма эгоизма: когда умения придать личному опыту художественную форму нет, а уверенности в его уникальности и абсолютной всеобщей значимости в избытке. На выходе - мука: полное отсутствие вразумительного сценария, диалоги, от которых неловко больше даже, чем от плохо снятого секса, патетические сцены с пельменями, написанные какими-то шприцами картины, нелепые «ля-ля-ля» на титрах... От всего этого хочется избавиться, вернуться, забыть, единственный вопрос - не к отборщикам даже - куда бежать, что посмотреть, чтобы хоть как-то восполнить нарушенное равновесие, восстановиться, спастись…
Спасибо, следом было «Облепиховое лето».

Валерия Цыганова
9 апреля, Гатчина, кинотеатр “Победа”



ЕДА ПО-СОВЕТСКИ
Борис Караджев
Документальный
Россия | 2018 | 52 мин.

И вовсе он не о еде - а о времени. О том, как еда, которой тогда (30-е, 50-е) чаще не было, стала частью культа, частью всеобщей веры - в светлое (сытое) будущее. О том, как - продуманно и всеохватно - реализовывалась в новом советском мире идея изобилия, весомый элемент общей идеологии. Объёмное и очень увлекательное исследование. А если ещё и пройтись после просмотра среди сталинских памятников архитектуры (вспомнилось здание ЗАГСа на Кутузовском) - картина дополнится новыми красками.

Валерия Цыганова
9 апреля, Гатчина, кинотеатр “Победа”



ПАРАДЖАНОВ ТАРКОВСКИЙ АНТИПЕНКО. СВЕТОТЕНИ
Андрей Осипов
Документальный
Россия | 2018 | 60 мин.

Документальный проект «Острова» знаком, наверное, каждому - режиссёру Андрею Осипову точно. Фильм из этого цикла о выдающемся операторе Александре Антипенко и стал, судя по всему, исходной точкой его новой работы. Концептуальная схема такова: две линии - строго повествовательная и визуально-образная, смонтированные параллельно, и связанные между собой метафорическим зачином: Александр Иванович перед зеркалом - в нём мальчик. Он и станет условным героем «поэтической» части, его глазами мы увидим всё то, что увидим. А это: долгие планы рек, шелестящая листва, заснеженные просторы и другие, подчас неловкие попытки повторить непреходящие в эстетике Тарковского образы. Плюс мерный голос отца-поэта за кадром. Что до повествования, то это воспоминания Александра Антипенко о работе и встречах с Тарковским и Параджановым. Многое уже было сказано в «Островах». В сумме всё вторично - кино, не ищущее, не открывающее заново, не задающее вопросов. Череда заимствований и повторений. Хочется в общем процитировать создателей «Островов»: «Известность нередко бывает формой забвения». Автор «Светотеней» это и продемонстрировал.

Валерия Цыганова
9 апреля, Гатчина, кинотеатр “Победа”



ЗНАЕШЬ МАМА, ГДЕ Я БЫЛ?
Леван Габриадзе
Документальная анимация
Россия | 2017 | 63 мин.

Нет, всё-таки можно рассказать об авторе так, чтобы этот рассказ был его достоин! Тонкая, смешная, немного в бабелевском духе картина, посвящённая детским годам Резо Габриадзе, художника и сценариста. Фильм снят в формате разговора - его с сыном, режиссером Леваном Габриадзе. “Знаешь, мама, где я был?” покорил не один фестиваль, и Гатчинский - не исключение.

Ульяна Иванова
8 апреля, Гатчина, кинотеатр “Победа”

Подробнее о фильме в тексте Валерии Цыгановой: Фантазии и факты, куклы и тушь. Немного об отечественной анимации.



ДИНА РУБИНА. НА СОЛНЕЧНОЙ СТОРОНЕ
Станислав Митин
Документальный
Россия | 2018 | 52 мин.

Симпатичная этикетка красивой жизни состоявшегося автора. Перед камерой череда городов - Ташкент, Москва, Иерусалим - плоть творчества Дины Рубиной, умиляющиеся лица читателей на книжных презентациях и сама писательница - и в профиль, и в фас: Дина увлеченно рассказывающая, смеющаяся и скорбно замолкающая, Дина за рулём и у фортепиано, Дина в кадре и Дина на сцене (писательница сама представляла фильм на фестивале). Панорамы жизни, снятые сквозь призму "сейчас" и склеенные харизмой и бархатной речью героини, но непосредственно творческой биографии в них мало.

Ульяна Иванова
8 апреля, Гатчина, кинотеатр “Победа”



МОЛОДОЕ ВИНО
Пётр Олевский
Россия | 2018 | 86 мин.

Молодое вино, молодое кино. Неплохое, на случай. Далёкое от изысканности, не требующее анализа и томных размышлений о вкусе. А истории такие - о странных играх, ставших жизнью лет на 20 - может, и вовсе не случаются.

Валерия Цыганова
7 апреля, Гатчина, кинотеатр “Победа”



ИСТОРИЯ ОДНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Авдотья Смирнова
Россия | 2018 | 112 мин.

Выросшая из четырёх книжных страниц «История одного назначения» - на деле сразу ряд историй: и о маленьком человеке, и о душевной слабости, и просто о нас сегодняшних. И это при том, что все герои повествования, кроме Льва Николаевича, конечно, давно затерявшиеся в толщах архивных дел люди. В толстовские времена эта история была случаем, в наше - скорее чертой. Поэтому, вероятно, главка из книги Павла Басинского «Святой против Льва» и превратилась в столь мощный и всеохватный сценарий, поставленный и сыгранный так хорошо, в фильм, повисший над зрительным залом долгой, задумчивой, тёмной паузой.

Валерия Цыганова
7 апреля, Гатчина, кинотеатр “Победа”



САНИТАР
Елена Дубкова
Документальный
Россия | 2018 | 45 мин.

Андрей Михайлович Шемякин, председатель читательского жюри, киновед и специалист по доку, сказал, предваряя фестиваль, примерно следующее: «Хорошее документальное кино - это когда забываешь о режиссёре и хочешь познакомиться с героем фильма». В «Санитаре» это происходит, знакомство - неожиданное, очень увлекательное и объёмное - случается, оставляя при этом простор, куда ступать дальше.

Валерия Цыганова
7 апреля, Гатчина, кинотеатр “Победа”



КОГДА НЕ СТАЛО РОДИНЫ МОЕЙ
Людмила Коршик
Документальный
Россия | 2018 | 39 мин.

Док о московском литераторе Татьяне Глушковой. Название - строчка, выскочившая из стихотворения и ставшая, как вышло по фильму, средоточием всех жизненных смыслов поэтессы, которая не приняла 91-ый и следом 93-ий год. Поэтессы не стало в 2001, фильм вышел только сейчас - и только сейчас он и мог выйти. Судите сами: 39 минут, а в них всё: иконы, храмы, священнослужители, тоска по Союзу, народность, внутренний и внешний враг, «грядут тяжёлые испытания» и даже Украина с сегодняшним её днём, хотя казалось бы... В момент, когда не просто ждёшь, но уверен в точке - внезапно кадры хроники - Великая Отечественная и марш победы с крупным планом того, к чьим ногам бросают знамёна разбитых и поверженных. Вероятно, режиссёр того и не хотел, но герой здесь только повод, Татьяны Глушковой, с её позицией, страхами и стихами, совсем не столько, сколько интерпретаций, чужих субъективных рассуждений и мутных рефлексий. Для этого идти в кино сейчас совершенно не нужно.

Валерия Цыганова
7 апреля, Гатчина, кинотеатр “Победа”


В КЕЙПТАУНСКОМ ПОРТУ
Александр Велединский

Россия | 2018 | 110 мин.

«В Кейптаунском порту» - фильм, о котором приятно и хочется размышлять. Из несомненных достоинств стоит отметить сюжет, нелинейный, захватывающий и, что самое интересное, подаренный самой жизнью, бытийную масштабность замысла и его умелую реализацию, динамику и то, что со всем криминалом это поистине светлая история. Среди сверхспособностей - потрясающее умение раздвинуть временные рамки, когда в стандартный 110-минутный хронометраж невероятным образом вмещается неизмеримо больше, и зрители после показа растерянно уточняют, который всё-таки час.

Валерия Цыганова
4 апреля, Гатчина, кинотеатр “Победа”


ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ о фестивале:


Киноклуб «Синемафия»

Киноклуб "Синемафия", Фестиваль кино Вышеградской четвёрки

ФИЛЬМЫ | ВПЕЧАТЛЕНИЯ



НЕИЗВЕСТНЫЙ СОЛДАТ
Аку Лоухимиес
Финляндия, Бельгия, Исландия | 2017 | 180 мин.

«Неизвестный солдат» - вот уже третья экранизация одноимённого романа Вяйне Линны. Написанный прошедшим Советско-Финскую войну солдатом, он стал самым значимым антивоенным произведением финской литературы. Аку Луохимиес с детства мечтал его поставить, и фильм закономерно вырос в буквально постраничное воспроизведение первоисточника, масштабное и в то же время детальное. К героям - вчерашним школьникам или, наоборот, матёрым, видевшим и жизнь, и войну мужчинам, горожанам или фермерам, женихам, отцам семейства или краснеющим при виде женщины юнцам, всегда смеющимся, жизнерадостным и хмурым, офицерам и простым солдатам - привыкаешь и прикипаешь. И как будто своими внутренними силами оберегая, ведёшь сквозь обстрелы, грохот и разрывы бомб, прорывы, переправы, наступления и сдачи позиций. А когда их всё равно убивают - тогда слово «неизвестный» встаёт перед глазами уже совершенно иного размаха трагедией: застывшим в глазах убитых страхом, слезами потерявших землю и дом, горем тех, кто не дождался, чудовищным, немыслимым контрастом между самим этим словом и именами безымянно потерянных безгранично дорогих кому-то жизней. Очень человечный, очень внимательный фильм.

Валерия Цыганова
20 октября, Санкт-Петербург, кинотеатр «Великан Парк»



ПОДЛОЖИТЬ СВИНЬЮ
Йохан Карренто
Финляндия, Эстония | 2017 | 75 мин.

Лента, ранее отмеченная первыми призами ряда европейских фестивалей, была представлена в Петербурге в рамках недели кино Северных стран, и весьма удачно вписалась в «женскую» компанию показов: 5 из 8 фильмов повествовали о тяготах женских судеб, и «Подложить свинью» - не исключение. Вокруг жительницы Аландских островов разворачивается драма, которую она сама же и устроила: бухгалтер посредством махинаций присвоила себе 800 тысяч евро, которые потратила в онлайн-казино. Любопытный случай, любопытное место (что Вы знаете об Аландских островах?) - но Йохан Карренто не смог использовать эти преимущества, чтобы сделать по-настоящему захватывающий док. Монтаж, при котором мирная провинциальная жизнь соседствует с мрачными коллажами об ужасах гэмблинга, не оправдывает себя, а визуальный ряд расходится с закадровым голосом. В результате зритель, зашедший в зал с энтузиазмом, выходит из него с непониманием, что вообще привлекло его в этом аландском казусе.

Ульяна Иванова
20 октября, Санкт-Петербург, кинотеатр «Великан Парк»



СЧАСТЛИВЧИК ПЕР
Билле Аугуст
Дания | 2018 | 168 мин.

Историческая драма «Счастливчик Пер» - это сразу два легендарных имени. Первое - классика датского и европейского кино, обладателя «Золотой пальмовой ветви и «Оскара» за картину «Пелле-завоеватель» Билле Аугуста. Второе - Хенрика Понтоппидана, чей монументальный роман был положен в основу картины. В 1907 году он был удостоен Нобелевской премии по литературе за «за правдивое описание современной жизни Дании», и режиссёр эту правдивость сохранил, образцово воссоздав в своей постановке и место, и время действия. Кроме того, Билле Аугуст всего был хорошим рассказчиком, и данная картина - идеальный тому пример.

Валерия Цыганова
19 октября, Санкт-Петербург, кинотеатр «Великан Парк»



12-Й ЧЕЛОВЕК
Харальд Цварт
Норвегия | 2017 | 135 мин.

На ММКФ-2018 «12-му человеку» достался приз зрительских симпатий. Заслуженно, но стоит заметить: смотреть эту основанную на реальных событиях двухчасовую военную ленту очень непросто. На долю героя, бойца норвежского Сопротивления, выпадают испытания холодной водой и пулями, гангреной и обморожением, отчаянием и одиночеством, а камера подходит к нему настолько близко, что зритель вынужденно проходит весь путь вместе с ним. Некой эстетической передышкой будут лишь великолепные виды фьордов и мерцающего северным сиянием норвежского неба.

Ульяна Иванова
17 октября, Санкт-Петербург, кинотеатр «Великан Парк»

Ранее фильм смотрела Валерия Цыганова: Фестивальные заметки '2018 | 12-Й ЧЕЛОВЕК.


Постер к фильму


“АВРОРА БОРЕАЛИС: СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ”
Марта Месарош
Венгрия | 2017 | 104 мин.

Марта Месарош начала снимать в 1950-е. Её учителями были Довженко, Кулешов, Герасимов. "Аврора Бореалис" выглядит фильмом итоговым. В нём режиссёр вновь обращается к теме прошлого - в послевоенные времена, годы оккупации и тоталитаризма - возвращается с тем, чтобы, распутав все нити, завершить наконец историю незавершённой войны. И это происходит - героиню, сумевшую в ворохе мрачных тайн отыскать и пережить своё прошлое, символически озаряет северное сияние.

Валерия Цыганова
24 февраля, Санкт-Петербург, кинотеатр “Великан Парк”

Умудрившаяся снять в одном фильме Марину Влади и Владимира Высоцкого Марта Месарош в последней своей картине также показала прекрасный творческий дуэт - Мари и Франциски Тёрёчик, бабушки и внучки, классической актрисы и звезды нового поколения. “Аврора Бореалис” - это тот случай, когда стопроцентно можно сказать – женское кино. Но женское не в смысле сентиментальное, кино о любви... Режиссёр по-женски чутко и психологично раскрывает персонажей в каждой конкретной минуте. Здесь тонко и точно передан внутренний мир героев - да, в основном женщин. Притом что окружающий их мир до боли мужской: только закончилась война, человек человеку волк, любовь кажется чем-то невероятным, а изнасилование - обыденным - чем-то, что точно можно (и нужно как-то) пережить. И в ответ на грубость мужскую героиня (и в молодости, и в старости) жестока по-женски, а женская жестокость, как известно, не знает компромиссов, как и фильмы женщин-режиссёров.

Сона Арсенян
24 февраля, Санкт-Петербург, кинотеатр “Великан Парк”


Постер к фильму


КАК КОШКА С СОБАКОЙ
Януш Кондратюк
Польша | 2018 | 100 мин.

Символичность времен года и пейзажей, метафоры и ассоциации. Фразеологизм в названии визуализируется в домашних животных героев. Это характеристика их отношений. Но болезнь сближает некогда соперничавших братьев, единоличие и в тоже время беспомощность одного встречаются с верностью и братской любовью другого. Последнего мучит вопрос, последствия болезни или все же скверный характер старшего брата делает его порой невыносимым? Неужели за столько лет он ничуть не изменился? Мелодрама, основанная на реальных событиях из жизни Януша Кондратюка, не лишена иронии и юмора, а главное – поэзии.

Марина Лащенкова
23 февраля, Санкт-Петербург, кинотеатр “Великан Парк”


Постер к фильму


НАСЕКОМЫЕ
Ян Шванкмайер
Чехия, Словакия
2018 | 98 мин.

Вещь, конечно, специфическая, но были ли у Яна Шванкмайера работы иные? Смотреть “Насекомых” нужно подготовившись - почитать об авторе, посмотреть что-нибудь его ещё. Иначе - шок и недоумение. Первое, что найдётся: Шванкмайер - сюрреалист. В фильме это обстоятельство на лицо: сны неотделимы от жизни, сценарий - говорит режиссёр - был создан по наитию, по принципу автоматического письма за один день. Режиссёр здесь, кстати, не просто говорит (он напрямую обращается к зрителю в предисловии, это было и в “Пережить свою жизнь” (2010)) - мы видим его за работой. Видим прожекторы, с любопытством блуждающую по съёмочной площадке колли Бобика, подглядываем за художниками по звуку и аниматорами, подслушиваем, какие наставления даёт актёрам режиссёр. Эта сложная саркастическая конструкция со слабой литературной основой оказывается в конечном счёте кино о кино, что не только сглаживает и мрачную мизантропию автора, и неприятные ощущения от вида действительных насекомых, но и вносит в фильм что-то большее, волнующее, трогающее: 84-летний мэтр снимает свою последнюю ленту и снимает её о кино, помещая в его пространство и свою седовласую фигуру.

Валерия Цыганова
22 февраля, Санкт-Петербург, кинотеатр “Великан Парк”