ФЕСТИВАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ' 2018

Фестивальные заметки' 2018 | КИНО/ВИНО

Да, в Локарно и Берлине мы не были. Не прогуливались, обдумывая вечерний наряд, по набережной Круазетт и не причаливали в красивой, покрытой лаком лодке к остановившему время Лидо. В 2018 году причастность к фестивальному движению мы ощущали на родных, малых и больших кинофестивалях, и, поверьте, это было очень увлекательно!

СОДЕРЖАНИЕ


XIV Фестиваль кино стран Европейского союза | Калининград

Фестиваль кино стран Европейского союза, город Калининград

Если в аэропорту города N новоприбывших встречают огромные плакаты фестиваля короткометражек, значит, в городе N всегда будет чем заняться. Кино в Калининграде становится городским брендом, поэтому застать здесь кинофестиваль случайно - дело несложное. Кинематографический символ города - конкурс “Короче”, но взрастивший уже целое поколение киноманов Фестиваль кино стран Евросоюза также стал традиционным. В этом году он прошёл в 14-й раз.

Добавим цифры: за время проведения фестиваля с 6 по 20 декабря кинотеатр "Заря" показал почти 40 картин режиссеров из 25 стран Евросоюза, причем 90% фильмов ранее стали призёрами мировых смотров, а некоторые из них уже транслируются по всем кинотеатрам страны - это и “убийственный” “Дом, который построил Джек” Ларса фон Триера, и документальный “Почему мы креативны” Германа Фаске. Показы посетили более 4000 зрителей, которым было предложено самим выбрать фильм закрытия - им стала драма Павла Павликовского “Холодная война”.

Кинотеатр "Заря", который принимал фестиваль, - часть исторического здания, интерьером напоминающая петербургский “Англетер”: обитые красным бархатом кресла, богатый декор соседствующего дорогого ресторана. И фильмы категории “без попкорна” - лишь огромный стенд с “Ёлками” напоминал, что и хорошим кинотеатрам приходится быть народными.

Побывав, отмечаем: в Калининградскую область стоит ехать не только кинематографистам (за продюсером, к примеру, на фестиваль “Короче” или за выгодами от нововведённой программы рибейтов). Обычным любителям кино тоже стоит включить визит в “Зарю” в своё туристическое расписание между органным концертом и Музеем янтаря.

Ульяна Иванова

ФИЛЬМЫ | ВПЕЧАТЛЕНИЯ



ОНИ ПРОДАЮТ ДАЖЕ ДОЖДЬ
Исиар Больяин
Испания, Мексика, Франция
2010 | 103 мин.

Серьёзная сложносочинённая драма, основанная на реальных событиях. Страшно, когда можешь лишь догадываться, что из происходящего в кадре является художественным ходом режиссера, а что - реальным фактом из истории сопротивления народа Боливии натиску международных корпораций. Страшно - но красиво. Фильм, снятый при участии как типажей-индейцев, так и звезды латиноамериканского кино Гаэля Гарсия Берналя, получил множество премий и в свое время был выставлен испанцами на “Оскар”.

Ульяна Иванова
19 декабря, Калининград, кинотеатр “Заря”

Рецензия: “Они продают даже дождь” и другие беды неоколониализма.


АРТДОКФЕСТ | XII Международный фестиваль документального кино | Санкт-Петербург

Международный фестиваль документального кино "Артдокфест"-2018, Санкт-Петербург, кинотеатр "Англетер"

Формально так: Артдокфест - международный фестиваль, неделя лучшей художественной документалистики. На деле - дни, когда встреча с реальностью становится неизбежной, как бы широко ни были закрыты твои глаза до них. Это как сама жизнь, изменчивая, многомерная, очень тонкое её чувствование и передача - чудесная возможность взглянуть на мир шире. Ещё обстоятельство: это событие, которое у нас нелепо и грустно из года в год изживается, но, к счастью, крепчает, конкурс растёт - с этого года в Риге. О петербургском смотре непосредственно: организаторам очень трудно, программа формируется в последний момент, а в постпоследний - меняется - сложности с прокатными удостоверениями; показы традиционно в Англетере, камерно, зрителей немного, почему-то меньше, чем в прошлом году, в финале трогательно - символические подарки самым преданным; всё очень жизненно, правдиво, искренне и честно, по-другому фестиваль документального кино и не представишь, по крайней мере теперь.

ФИЛЬМЫ | ВПЕЧАТЛЕНИЯ


Белая мама, постер


БЕЛАЯ МАМА
Зося Родкевич, Евгения Станина
Документальный
Россия | 2018 | 97 мин.

Пронзительный портрет в формате “реальность”, где данные в абсолюте слово “мама” и слово “любовь” звучат откровением и вопросами, которые ты сам себе задашь - вероятно, без скорых ответов. Фильм, ставший лучшим на последнем “Послании к человеку” и одним из последних, в работе над которыми принимал участие Александр Расторгуев.

Валерия Цыганова
12 декабря, Санкт-Петербург, кинотеатр “Англетер”

Подробнее о фильме в обзоре Марины Лащенковой: "Большая телеигра и другие грани реальности. Три фильма Артдокфеста-2018".


ЕДОКИ КАРТОФЕЛЯ
Дина Баринова

Документальный |Россия | 2018 | 57 мин.

“Кино на ощупь” - есть такая книга, очень любимая любящими кино. Связи между фильмом и ней нет, но название позаимствовать хочется. Камера в нём буквально ощупывает предметный мир странного, жутко захолустного, но поразительно тёплого пространства, где буквально тонула режиссёр последние 4 года. Фильм удивительный и очень нужный, незаметно и безапелляционно отодвигающий на второй план то, что там и должно было быть, но почему-то заполонило собой всю нашу жизнь.

Валерия Цыганова
10 декабря, Санкт-Петербург, кинотеатр “Англетер”

Рецензия: Вплотную к жизни. О фильме Дины Бариновой “Едоки картофеля”.


КРОССВОРД
София Данилина

Документальный | Россия | 2018 | 21 мин.

Комедия-док - неочевидный и очевидно опасный жанр. Но конкретное произведение - маленький шедевр. Герои, мать и уже взрослый сын, проводят лето в деревне. Действий в картине много: Игорь ходит в атаку, переукомплектовывает склад, ночью сидит в засаде, но общий ритм картины очень медленный - ключевые сцены статичны. И это даёт ключ - до слёз смешные повседневности слагаются в законченный и ёмкий образ.

Валерия Цыганова
10 декабря, Санкт-Петербург, кинотеатр “Англетер”


ОТ РАБСТВА К СВОБОДЕ
Аркадий Коган

Документальный | Израиль | 2018 | 95 мин.

Let my people go. Чем проще лозунг, тем больше боли. О том, что евреи требовали их отпустить не только в ветхозаветные времена, знают сейчас немногие. У слова “отказники” теперь совершенно иное, нежели 40 лет назад, прочтение. Фильм Аркадия Когана о них, форма целиком растворена в содержании, оставляя с историей двоих и тысяч разлученных наедине, в эпиграф можно вынести слова “в СССР никто не был счастлив”. Самостоятельно, но к месту вскочившим в повествование смыслом звучит случайная панорама современности: герой ходит по тем же и ныне действующим тюрьмам, заходит в те же, едва ли изменившиеся камеры и карцеры, где сидел за то, что хотел уехать, в квартирах, где тогда росла мысль о свободе, вновь живёт необъяснимый, тупой страх.

Валерия Цыганова
10 декабря, Санкт-Петербург, кинотеатр “Англетер”


ВСЕ МАТЕРИАЛЫ о фестивале:


52-ой ФЕСТИВАЛЬ ЯПОНСКОГО КИНО от Coolconnections | Санкт-Петербург

52-ой ФЕСТИВАЛЬ ЯПОНСКОГО КИНО в Санкт-Петербурге

Во всех отношениях интересно. Сама Япония: словно две недели живёшь в совершенно иных красках и ритмах, где волнуют даже незначительные вроде бы подробности. Кино: всё, что мы видели, было потрясающе красиво, тонко, содержательно. При этом фильмы были абсолютно не похожи друг на друга в жанровом, стилистическом отношении и показали современное японское кино, вероятно, со всех возможных сторон.

ФИЛЬМЫ | ВПЕЧАТЛЕНИЯ



АСАКО 1 И 2
Рюсукэ Хамагути
Япония | 2018 | 119 мин.

Необыкновенная лента: с одной стороны, драма, с другой - не то триллер, не то детектив. Два часа он держит тебя на пике внимания, как будто приглашая к соавторству, постоянно заставляя мозг разыгрывать прежде уже реализованные где-то сценарии. Но они не случаются - герои принимают свои собственные решения. Драматургическая ориентация на Чехова: всё глубоко и где-то внутри. Есть реминисценции и других классиков. И всё изящно, воздушно, легко.

Валерия Цыганова
7 декабря, Санкт-Петербург, Дом Кино



ДРОЖИ СКОЛЬКО ХОЧЕШЬ
Акико Оку
Япония | 2017 | 117 мин.

Фильм о любовных перипетиях двадцатилетней Ёсики, бухгалтера, дружащей с цифрами, но не с собой. Она выбирает между двумя юношами. Классическая для девичьего кино фабула, но с психоаналитическими нотками. Яркий, причудливый и отчасти гротескный, полный визгов и рыданий фильм. Его смотришь взглядом 15-летней девочки, чистым и трепетным, он с лёгкостью настраивает на свой лад. А потому рекомендуется вообще всем.

Ульяна Иванова
6 декабря, Санкт-Петербург, Дом Кино



РЮИТИ САКАМОТО: КОДА
Стефен Шибл
Документальный
Япония, США | 2017 | 100 мин.

Фильм-биография, фильм-портрет и много большее на деле, как больше, чем просто человек, герой фильма. Это фантастическая ода жизни и созиданию, где простое, человеческое смыкается с планетарным, космическим и где видишь воочию, как рождается музыка. Ещё в фильме Бернардо Бертолуччи, который на момент показа уже ушёл, а здесь он за работой.

Валерия Цыганова
5 декабря, Санкт-Петербург, Дом Кино



СКИФСКИЙ АГНЕЦ
Дайхати Ёсида
Япония | 2017 | 126 мин.

Фильм для тех, кто хочет почувствовать себя в шкуре среднего японца-провинциала. Сюжет забавно перекликается со швейцарской классикой "Как стать швейцарцем" (1978), но если в ленте Рольфа Лисси претенденты на гражданство воспроизводят быт типичных (если не сказать "стереотипичных") жителей кантонов, то картина Дайхати Ёсиды - об ассимиляции в уездном японском городке шести недавно отбывших наказание убийц. Демонстрация национального характера здесь не ограничивается содержанием - выглядит фильм также очень по-японски: резкие переходы от комедии к триллеру, сцены убийств, сменяющие умилительные бытовые детали. Финальные титры “Скифского агнца” неизбежно встречаешь мыслью "ох уж эти странные японцы".

Ульяна Иванова
3 декабря, Санкт-Петербург, Дом Кино



МЕСТО, ГДЕ ЖИВЁТ МОРИ
Сюити Окита
Япония | 2018 | 99 мин.

Фильм об одном из самых известных японских художников - Морикадзу Кумагаи, где личность художника - только повод к неспешному, незамысловатому диалогу с жизнью - простой, маленькой, зелёной. Не случайно в первом кадре, посмотрев на работу Мори, император спрашивает: "Сколько лет написавшему это"? Это такое признание в любви. Зелёная терапия после дня в мегаполисе.

Валерия Цыганова
29 ноября, Санкт-Петербург, Дом Кино



ЕЁ ЛЮБОВЬ КИПЯТИТ ВОДУ
Рёта Накано
Япония | 2016 | 125 мин.

Грустная, как сама жизнь, но очень светлая, витальная в конечном счёте семейная история, драма. Потрясающе сыгранная, о чём свидетельствуют и награды, очень красивая по цвету. Этакий фильм навзрыд со стопроцентной точностью попадания в зрительские сердца: плачут даже мальчики.

Валерия Цыганова
28 ноября, Санкт-Петербург, Дом Кино


Фестивали национального кино от "СИНЕМАФИИ" | Санкт-Петербург

Киноклуб "Синемафия": фестивали национального кино в Санкт-Петербурге

Синемафия - старинный петербургский киноклуб. Регулярно при поддержке посольств и консульств он проводит дни национального кино. Среди стран Польша, Швеция и Швейцария, Израиль, Венгрия и другие. Главным образом это кино современное, но бывают и ретроспективы, как, например, в этом году на фестивале кино Венгрии. Ленты разного уровня и жанров, преимущественно игровые, хотя встречаются и документальные, для города это практически всегда премьеры. Кроме непосредственно кино, фестивали занимательны и своей общекультурной, страноведческой повесткой - знакомят с историей и социальными особенностями своих земель - образно и на родном языке. Вход всегда свободный.

ФИЛЬМЫ | ВПЕЧАТЛЕНИЯ



КИНО, МАНУЭЛ ДИ ОЛИВЕЙРА И Я
Жуау Бутелью
Документальный
Португалия| 2016 | 82 мин.

Эстетская, киноведческая и синефильская лента. Снятая известным португальским режиссёром о самом португальском кино, поскольку Мануэл ди Оливейра - это не только самая крупная в его истории фигура, но и режиссёр проживший самую долгую кинематографическую жизнь - от Великого немого до фильмов, снятых им уже в XXI веке, и всегда при этом остававшийся новатором. Фильм необычный, это меняющая палитру и ритм реконструкция. Она не просто рассказывает, а воссоздаёт образный мир режиссёра и его кино.

Валерия Цыганова
13 декабря, Санкт-Петербург, кинотеатр “Великан Парк”



СВИДЕТЕЛЬСТВО
Амихай Гринберг
Израиль, Австрия | 2017 | 88 мин.

Психологическая драма об исследовании еврейской стороной одного из забытых эпизодов Холокоста. Особый характер ленте придаёт то, что главный герой - историк: несмотря на небольшой хронометраж, фильм кажется медленным, размеренным. В кадре все стороны его жизни: архивные поиски, археологические раскопки-шурфы, трагедия непонимания окружающими значения Истины.

Ульяна Иванова
5 декабря, Санкт-Петербург, кинотеатр “Великан Парк”



ДОМ В ГАЛИЛЕЕ
Асаф Сабан
Израиль| 2017 | 80 мин.

В целом режиссёра с дебютом можно поздравить - законченный, понятный, с чёткой структурой и месседжем. Но всё-таки отпускающий во время просмотра. Фильм выдвигался от Израиля на Оскар, но так и не был номинирован. Закономерно: лентам, попавшим в тот год в номинацию, “О теле и душе”, “Квадрату”, “Нелюбви”, наконец, он заметно уступает, как уступает и снятым в тот год в Израиле фильмам “Фокстрот” и “Не забудь меня”.

Валерия Цыганова
4 декабря, Санкт-Петербург, кинотеатр “Великан Парк”



ПУСТЬ СТАРИКИ УМРУТ
Юрий Штайнхарт
Швейцария| 2017 | 92 мин.

Бодрая, заводная, концептуально обоснованная и гармоничная стилизация под европейский панковский шабаш. Интересно и непривычно с точки зрения поставленной проблемы, приятно визуально.

Валерия Цыганова
9 ноября, Санкт-Петербург, кинотеатр “Великан Парк”

Подробнее - в обзоре: Новые лица швейцарского кино: обзор V фестиваля кино Швейцарии в Петербурге.


 

КАПИТАН
Роберт Швентке
Германия, Франция, Португалия, Польша, Китай
2017 | 118 мин.

Для Роберта Швентке это, вероятно, самая важная на данный момент картина. Хотя бы потому, что она стала первой масштабной его работой на родине. Которая состоялась и, благодаря внутренней тематической двойственности, очень вовремя. С одной стороны, это война, Вторая Мировая как её видел простой немецкий солдат, случай, действительно имевший место. С другой - фильм показывает, что фашизм - не только и не столько идеология, а вообще форма и способ жизни, когда зло не только творится осознанно, но им ещё и наслаждаются. А это уже скорее про современность.

Валерия Цыганова
7 ноября, Санкт-Петербург, кинотеатр “Великан Парк”

Подробнее - в обзоре: Новые лица швейцарского кино: обзор V фестиваля кино Швейцарии в Петербурге.



ФИЛЬМ О ЛЮБВИ
Иштван Сабо
Венгрия | 1970 | 123 мин.

Перед глазами кадр: он её целует. А следом она, румяная и счастливая, в красной, вязаной мамой шапке летит с заснеженной горы. Смыкая видимое, линейное и фактическое с незримым, незапамятным и вечно живым, визульные образы и чистое ощущение, “Фильм о любви” выразил любовь и во времени - два с половиной десятилетия, война и после - и вне его. Как сущность, как неспящую память и чувство присутствия, как все дни и все события. И финал - такой честный и такой грустный.

Валерия Цыганова
26 октября, Санкт-Петербург, кинотеатр “Великан Парк”



ОТЕЦ - ДНЕВНИК ОДНОЙ ВЕРЫ
Иштван Сабо
Венгрия | 1966 | 88 мин.

Поколение шестидесятников, к которому принадлежит Иштван Сабо, принесло самый богатый кинематографический урожай за всю историю Европы. Они создали новый язык - обратив объектив камеры в сторону субъективного. Там, внутри, всё ещё кровоточила оставленная детям тех лет войной рана. В “Отце” Сабо есть интонация, близкая “Июльскому дождю” (М. Хуциев, 1966): потерявшаяся послевоенная молодёжь, выдумывающая невернувшихся отцов и сравнивающая себя с вернувшимися, мающаяся и чувствующая необъяснимую неловкость за то, что они родились позже. Но с существенной разницей: “Июльский дождь” давит и гнетёт финалом - не только фильма, но и закончившихся раньше объективной хронологии шестидесятых и оттепели, в то время как герой и герои фильма Иштвана Сабо - этот потрясающий кадр на Дунае с отъезжающей назад камерой - проходят символический рубеж преодоления комплексов, взрослеют и сами становятся отцами, открывая наконец новую страницу.

Валерия Цыганова
25 октября, Санкт-Петербург, кинотеатр “Великан Парк”


АНОНСЫ:


ОКНО В ЕВРОПУ | XXVI Фестиваль российского кино | Выборг

Выборг, Кинофестиваль российского кино "Окно в Европу" 2018

“Окно в Европу” ведёт свою историю с 1993 года. Это один из старейших на постсоветском пространстве смотров, ежегодно собирающих в свои программы более ста российских картин. Анимация, документалистика, кино игровое, - это полноценный срез современного отечественного кинопроцесса, отчёт, что делалось и что сделалось за последний год, что, если повезёт, в году предстоящем мы будем смотреть на больших экранах.

Программа 26 по счёту “Окна” сверкала дебютами - “Хрусталь” Дарьи Жук, “Кислота” Александра Горчилина, “Пепло” Антона Моисеенко, “Облепиховое лето” Виктора Алфёрова, “Почти среда” Елизаветы Королёвой, “Звёзды” Александра Новикова-Янгинова, “Значит, любит” Алексея Краевского, “Папа, сдохни” Кирилла Соколова, наконец, главный призёр форума; в основном конкурсе участвовал и был отмечен специальными дипломами первый в России фильм, полностью снятый на Айфон (“Фагот”, реж. Борис Гуц). Фестиваль ясно смотрит в будущее - но и к прошлому относится бережно, с нежностью, трепетом. Своеобразным “путешествием в обратно”, возвращением имён тем, кто едва не исчез в толще исторических данностей, и просто вспоминанием хороших друзей стали для участников многие события смотра.

Президентский приз фестиваля получила документальная лента Сергея Карандашова “Мастерская” - двухчастный фильм об Алексее Германе и его студии “Первого и экспериментального фильма”. Созданная в 1988 году, она подарила путёвку в большое кино самому Карандашову, Алексею Балабанову, Лидии Бобровой и Максиму Пежемскому, Виталию Манскому и многим другим, став жизнью “Ленфильма” в сложный период перехода. Смутное же его предчувствие, тревога предстояния отразились в своего рода коллективном портрете петербургской киностудии: в залитой северным светом библиотеке Алвара Аалто прошла монохромная, но невероятно богатая на оттенки фотовыставка “Самоэль Кацев. Настоящий “Ленфильм”. Название точное. Первоначальный замысел, мотив куратора и составителя одноимённого альбома киноведа Ольги Шервуд состоял в том, чтобы восстановить справедливость - ввести в культурный контекст имя мастера, чей талант безоговорочно признавался, но оставался как бы за прикладным значением его профессии. Самоэль Кацев, Элик, как его называли, на “Ленфильме” прожил жизнь, был лучшим фотографом студии в 70-80-х гг., снимал по любви, побывал на съёмках более полусотни картин, но до недавнего времени оставался фактически анонимом: с архивами не работали, в титрах имя не значилось - не существовало такой традиции. Но вот была издана книга, состоялась выставка - весной в “РОСФОТО”, теперь здесь в Выборге - в 60 лучистых чёрно-белых снимках отразился прекрасный художник и целая эпоха, связь с которой в конце 80-х прервалась. “Ленфильм” в них действительно настоящий - не парадный, живой, исполненный творческой мысли, поиска, драмы. Впрочем, драма, вероятно, следствие постинтерпретации, печали по тому, как быстро жизнь становится историей, как внезапно уходят те, кто, кажется, всегда был с тобой.

"Самоэль Кацев. Настоящий "Ленфильм". Библиотека Алвара Аалто, Выборг, фестиваль "Окно в Европу"- 2018.

Среди тех, кто словно всегда был и совершенно точно навсегда остался, - Геннадий Шпаликов, “писатель светлого молодого дара”. Талантливый, свободный, счастливый и живущий каждым частным мгновением, он стал легендой, человеком, открывшим в нашем кино новую, самую светлую и небывало насыщенную эпоху - шестидесятые. Фестиваль отметил сразу два связанных с его именем юбилея: 50-летие мультфильма Андрея Хржановского “Стеклянная гармоника” и 55 лет легендарной “Я шагаю по Москве” Георгия Данелии - кадр из неё выбрали для афиши. “Девочка идёт под дождём, рядом с ней на велосипеде едет мальчик. Вот, казалось бы, ничего не происходит, но для каждого из героев это так важно. А ведь в этом и есть прелесть и красота нашей жизни. И в этом тоже весь он, Гена Шпаликов”, - пишет о нём Армен Медведев. Беззаботная девчонкина улыбка и украсила повсеместно город, и с лёгкостью переняв настроение вечно юной ленты, город радовался фестивалю - раскупал билеты за день до показа, фотографировался, ел мороженое у кинотеатра, провожал традиционное шествие в честь открытия, ходил на мастер-классы. Настоящим подарком он стал и для гостей - не без заслуги прекрасных декораций. Эффектно перемежающий модерн со средневековыми, классическими и даже конструктивистскими постройками, уютный и куда более европейский, нежели Петербург, августовский Выборг гудел толпами туристов и гуляющих горожан, усиливая вокруг кинодейства атмосферу праздничного ажиотажа. Единственной грустной - невыразимо грустной - в ней нотой звучал строительный шум в Монрепо. Заваленный чудовищно неуместной плиткой, лишившийся части вековых стволов и построек, в унисон тем печалям, что неизменно возникают на памятных мероприятиях и у старых фотографий, прекрасный своей тишиной и глушью парк пропадал, уходил в прошлое...

Ах, путь короткий или долгий -
Мы поднимаем якоря.
Ах, есть ещё морские волки
И неоткрытые моря.

Вот ветром северным подуло,
И от акул бегут киты,
А мы ударим по акулам,
Ну а с китами мы на “ты”.

Кому сегодня что приснится,
Кому что в голову придёт,
А мне подводная царица -
Она поблизости живёт.

А наши девочки не с нами,
А по далёким по домам,
А мы морями и волнами
Сегодня здесь, а завтра - там.

В настоящее из этих поразительных выборгских дней мы взяли книгу. “Геннадий Шпаликов. Я жил как жил”, дневники, письма, фото и главы незаконченного романа, сценарии и стихи. Составленные в единое целое близким другом поэта Юлием Файтом они были изданы ещё 5 лет назад, но по случаю фестивальных юбилеев небольшим тиражом в 1000 экземпляров вышла специальная серия.

"Я жил как жил". Сборник стихов, сценариев и других произведений Геннадия Шпаликова, переизданный к фестивалю "Окно в Европу"-2018.

Валерия Цыганова

ФИЛЬМЫ | ВПЕЧАТЛЕНИЯ



ЖИЗНЬ РАЗ
Владимир Ракша
Россия, Швейцария, Нидерланды
2018 | 80 мин.

Причиной, по которой фильм попал в моё расписание, было присутствие в нём - в главной роли - Ингеборги Дапкунайте. Прошлые работы Владимира Ракши знакомы мне не были, программной аннотации я не читала. Просто доверилась. И разочаровалась. Сыграно всё хорошо, да и снято неплохо, и цвет, и ракурсы - всё по делу. Но сама история невыносимо скучная. О том, что есть люди, которые куда-то идут, и люди, которые стоят, врастают в уходящие, обесцвеченные будни и злость за это на самих себя переплавляют в ненависть к миру и в первую очередь к тем, кто принадлежит к первой категории. Здесь всё как всегда, и ничего нового ни в смыслах, ни в их выражении фильм не открыл. Такая добротная режиссёрская штудия.

Валерия Цыганова
12 августа, Выборг, кинотеатр “ВЫБОРГ ПАЛАС”



СЫР. ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ШВЕЙЦАРИИ В РОССИЮ
Ирина Разумовская, Сергей Кузнецов
Документальный
Россия | 2018 | 26 мин.

В документальном конкурсе очень много фильмов о личности: прошлое осмысляется посредством субъективной оптики. “Сыр” - тот же случай, только в главной роли не человек, а продукт. Трогательная, трогающая история, показывающая, что всё простое на самом деле сложное, что за всем - судьбы и судьбы и невероятные их переплетения. Очень добрый фильм, из тех, что действительно делает лучше, наполняя нежностью, каким-то необычно трепетным отношением к миру и всем его подробностям.

Валерия Цыганова
12 августа, Выборг, Дом городской культуры



ВОСТОЧНЫЙ ФРОНТ
Андрей Осипов
Документальный
Россия | 2017 | 60 мин.

Масштабнейшее исследование - тысячи метров архивных хроник! Острый, актуальный фильм. Выводы не делающий, но очень наглядно демонстрирующий, с какой скоростью и до какой степени под влиянием “больших” национальных идей распадается великая культура.

Валерия Цыганова
12 августа, Выборг, Дом городской культуры

Рецензия: О трёх сторонах "Восточного фронта".



ХРУСТАЛЬ
Дарья Жук
Россия, Беларусь, США, Германия
2018 | 90 мин.

Картина, которая уже получила зрительское Гран-при на Одесском кинофестивале и заранее была выдвинута белорусами на “Оскар”, выборгским зрителям тоже понравилась. Возгласы “Браво!”, продолжительные аплодисменты, сценариста - режиссёр на показ не приехала - на каждом шагу буквально окружала кинопресса. Фильм о свободе, очень симпатичный и очень зрительский - в смысле универсальный, понятный и в некоторой степени близкий каждому вне зависимости от времени и места жительства. По сценарию это 90-ые, и визуальный образ эпохи настолько яркий, что несмотря на всю несвободу и серость обстоятельств испытываешь ностальгию - по невообразимым прикидам, кассетникам, рейвам, по предчувствию свободы и возможностей.

Валерия Цыганова
11 августа, Выборг, кинотеатр “ВЫБОРГ ПАЛАС”



АЛЕКСАНДР ЗБРУЕВ. МОИ РОДИТЕЛИ
Екатерина Калинина
Документальный
Россия | 2017 | 26 мин.

Что чувствуешь, когда смотришь на маленькую металлическую табличку “Последнего адреса”? Здесь нечто близкое, только с возможностью взглянуть за стену в пустом прямоугольнике - дальше и дальше, в самое начало надломленной в 37-ом истории. О своих родителях, благородных, красивых, талантливых... и попавших в жернова советской репрессивной машины, рассказывает актёр Александр Викторович Збруев. Без какого-либо обличительного пафоса, с любовью, с естественной неиссушаемой горечью. История как архивный документ и как нечто живое, живущее с нами сейчас. И то и другое требует особой работы - сохранения. В случае с лентой Екатерины Калининой она была не только художественной: отснятый за год ещё в нулевых материал был сдан в Госфильмофонд с ошибками в документах, на высвобождение его с полок ушло более 10(!) лет. Самой большой режиссёрской радостью стало то, что картину смогли посмотреть и сам Александр Викторович, и его старший брат, которому на момент премьеры было уже 93 года.

Валерия Цыганова
11 августа, Выборг, Дом городской культуры



ВОВАНИНА
Наталия Назарова
Документальный
Россия | 2017 | 70 мин.

Вова - это московский художник Владимир Сальников, Нина - Нина Котёл, его жена и тоже художник. Но фильм совсем не об искусстве, фильм - о любви, о людях, проживших вместе 35 лет. Режиссёр Наталья Назарова (автор потрясающей “Фриды на фоне Фриды”) дружила с Вовой и Ниной и давно думала снять о них фильм, но в одно утро, совершенно внезапно, Вовы не стало, и фильм о нём пришлось делать без него. Так структура, форма этой истории поменялись. Замысел же - как по крайней мере кажется из зала - остался прежним: удержать, запечатлеть, сохранить то, что вот-вот навсегда уйдёт. Самого Вовы в картине практически нет - лишь небольшое с ним видео, но ощущение присутствия, его энергетика и тепло практически визуальны.

Валерия Цыганова
11 августа, Выборг, Дом городской культуры



ОБЛЕПИХОВОЕ ЛЕТО
Виктор Алфёров
Россия | 2018 | 91 мин.

Александр Вампилов - русский писатель, драматург. Родился в Иркутской области, там и жил, в 35 лет его уже не было на свете. При жизни Вампилова проглядели, почти не печатали, не ставили, после смерти же, первое десятилетие - “пожаром по всей России и искрами едва ли не по всему свету”, снимали кино - “Старший сын” (1975), “Отпуск в сентябре” (1979) - ставят и сейчас. Герои Вампилова, слово, сюжеты совершенно обыкновенны, просты, как он сам, но за каждой сценой и репликой - необыкновенно, даже не между строк, а чуть позади, стеной - время и боль поколения, росшего без отцов и с немыми вопросами, выросшего и спускавшего себя по пустякам и мелочи, живя увязшей в повседневности жизнью, где годами ничего, кроме новых стульев, не происходит. Он писал о том, о чём не спалось по ночам, тоскуя по утраченной, исконной чистоте и тиши, мечтал о доме на Байкале и лодке. “Утиную охоту”, где главный, истаскавшийся и измученный, герой - Зилов, где всё действие в пустой, новостроечной квартире да в унылом советском кафе, он сдержанно называл пьесой о природе… Всё это есть в фильме, в сотканном из живых вампиловских фраз - из личных дневников, из воспоминаний жены - сценарии, в игре единственного кандидата на роль Вампилова Андрея Мерзликина, сумевшего передать его тёплую сдержанность, душевность, доброту и открытость... Если лично, то я в “Облепиховое лето” влюбилась - в фильм, в его цвет, в Вампилова, в Вампилова-Мерзликина, в самого Мерзликина, в режиссёра и его интерес, любовь, документальное внимание к герою, в слова, которые прозвучали, - во всё, за что зацепилось моё сознание в эти полтора часа.

Валерия Цыганова
11 августа, Выборг, кинотеатр “ВЫБОРГ ПАЛАС”



РАСКАЛЁННЫЙ ХАОС
Сергей Дебижев
Документальный
Россия | 2018 | 110 мин.

"Раскалённый хаос" на фестивале ждали, показ был назначен на первый смотровой день в конкурсе документального кино, чувствовался ажиотаж - броское название, небезызвестный режиссёр. "Фильм о Первой Мировой войне, русской революции и её причинах" - значилось в программе. С загадочной припиской: "факты изложены исходя из представлений о них авторов". Эту же мысль анонсировал и сам режиссёр на представлении картины. "В ней нет плюрализма, есть отношение", - сказал он. "Нет в ней и кино", - хочется добавить от себя. Ни кино, ни реальности, ни попыток даже на секунду к ней, реальной, приблизиться. И никакого, соответственно, сопротивления материала, которым в конечном счёте и определяется документалистика. Есть зато огромный, неумолкающий закадровый текст - невыносимый коллаж тщательно подогнанных под общий концепт обрывков газет, дневников и писем и видеоряд - как в довесок, иллюстрация для невнимательно слушающих. Такой же коллаж смонтированных хроник, фрагментов чёрно-белых лент - всего, что не противоречило "отношению". Не лучшая публицистика в лучших традициях современных околоисторических телепередач с неживой формой и заказом взамен содержания. Не хаос, но ад.

Валерия Цыганова
10 августа, Выборг, Дом городской культуры


ВСЕ МАТЕРИАЛЫ о фестивале:


Советы по организации поездки:

  • Хостелы/гостиницы/посуточные квартиры (недостатка в них в Выборге нет)обязательно бронируйте хотя бы за 2 недели. Уже за неделю до начала фестиваля доступны будут лишь номера стоимостью от 3 тысяч в сутки.

  • Своё персональное фестивальное расписание также продумайте заранее - выберите фильмы и купите все билеты разом в первые часы пребывания в Выборге. Попасть на многие показы желающих куда больше, чем мест в кинотеатре.

  • Обязательно ходите в Дом Культуры! Здесь проходят все показы документального и анимационного конкурса. Вход свободный, а незанятых мест очень много, что, конечно, жаль, потому что встречаются действительно удивительные вещи.


ЗЕРКАЛО | XII Международный кинофестиваль им. АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО | Ивановская область

"ЗЕРКАЛО"-2018, XII международный кинофестиваль им. АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО

До этого года "Зеркало" было другим. Каким, в точности сказать не можем - не были. А вот каким фестиваль стал - поделимся с огромным удовольствием!

На двенадцатом году жизни у "Зеркала" поменялась команда. Главной задачей она поставила себе сделать фестиваль ближе к зрителю. До этого момента он жил несколько обособленной от горожан жизнью: главной площадкой был прекрасный, но маленький и достаточно дорогой Плёс, добираться куда не всем и не всегда было удобно. Итак, фестиваль перенесли в Иваново, оставив при этом церемонию открытия в Юрьевце, городе, почитаемом как малая родина Тарковского, и организовав отдельные сеансы в других небольших городах области. Далее - что получилось. А получилось, ну, очень круто! Получился невероятно уютный, демократичный и очень человечный фестиваль, где любые организационные неточности (бесплатные конкурсные показы, например, проходили в небольшом зале, и пробраться на них было порой задачей не из лёгких) тут же забывались в общей атмосфере тепла и дружелюбия. Её создавали и кинематографисты, открытые к долгому, живому диалогу со зрителем. Для этого была организована специальная зона Q&A, где с этим не приходилось торопиться.

Программы интересны и гармоничны: всё как-то особенно звучит и чувствуется. Расписание свободное, больше двух фильмов в день смотреть не получится - только если в выходные. Хватит времени осмыслить увиденное да по городу побродить. Хотя мне от него только и хотелось что спрятаться - пыльный, несимпатичный. Поэтому Плёс. Фестиваль из Плёса ушёл, но поездка должна состояться обязательно, когда кино закончится. После душного Иваново это как подарок - счастье ощущаешь уже от запаха поля через автобусное окно. Ехать не дольше полутора часов - можно одним днём. Невероятной красоты место, хоть и достаточно уже туристическое: обедать пришлось не волжским лещом, а, чёрт возьми, бургером, но, и несмотря на это, поволжско-купеческая, вольная воздухом и невольная провинциальностью (как по Островскому) атмосфера второй половины XIX века здесь нерушима.

И отдельно про церемонию открытия в Юрьевце. Концерт Бутусова, со всеми его старыми песнями и в совершенно особом месте: высокая-высокая колокольня над сценой и широченная Волга. Было это - круче не придумаешь, эмоций - до следующего фестиваля! Да и сам городок. Городом, богатым, купеческим, Юрьевец был давно, до революции, теперь в нём живёт около 3 тысяч человек, дома деревянные, красивые, ярко выкрашенные и с белыми резными наличниками. Большая их часть на взгорье, и вдаль видна Волга. Чистый-чистый воздух, и пронзительно тихо.

Кинофестиваль Зеркало, Иваново, Юрьевец, 2018 год

ФИЛЬМЫ | ВПЕЧАТЛЕНИЯ



ФОКСТРОТ
Самуэль Маоз
Израиль, Германия, Франция, Швейцария
2017 | 112 мин.

Дурное слово, но действительно мощный и поразительно цельный фильм. Аудио-визуально, ритмически, композиционно. Апеллирующий к сугубо национальным, внутренним проблемам (за одну из которых резко критиковался минкультом страны), но сумевший поднять рождённый ими сюжет до вневременного уровня античной трагедии. Венецианский Золотой Лев 2017.

Валерия Цыганова
17 июня, Иваново, кинотеатр "Лодзь"



О ТЕЛЕ И ДУШЕ
Ильдико Эньеди
Венгрия | 2017 | 116 мин.

Фильм как чудо. Фильм, где чудо так естественно, что вера в него с экрана спускается в жизнь. Очень тонкий, нежный фильм о любви и близости. Не сентиментальный, но трогающий. И сказочно прекрасный. Берлинский Золотой Медведь 2017.

Валерия Цыганова
17 июня, Иваново, кинотеатр "Лодзь"



ЗЕРНО
Семих Капланоглу
Турция, Германия, Франция, Швеция, Катар
2017 | 123 мин.

“Зерно” - фильм-оммаж Андрею Тарковскому, которого Семих Капланоглу, известный турецкий режиссёр, автор “Трилогии о Юсуфе”, почитает одним из величайших художников. Это своеобразная трактовка “Сталкера”, поход в зону за смыслом, поиски истины и духовного пути, близкая Тарковскому тема корней, земли, прошлого и сегодняшней утраты связи с ними, потери самих себя в рвущимся вперёд, здесь генномодифицированном, мире. Технически фильм также напоминает о Тарковском: долгие, плавные планы по пшеничному полю, незабываемый звук воды, построение некоторых сцен, со спящим героем, например, или с загорающимся от звука голоса светом в мечети. Это невероятно красивая, чёрно-белая, снятая на плёнку лента. Актёры, Жан-Марк Барр и Григорий Добрыгин, делились, каким требовательным на съёмочной площадке был режиссёр, какое количество дублей они делали. Но вместе с тем фильм лишён какой-то естественности, гибкости, свежести бытия, о которой говорил Сталкер в монологе о силе слабости. Что Тарковский сам постигал посредством веры и любви, что ему удавалось передать с лёгкостью входящим в сердце языком и что для смотрящего становилось откровением, то в “Зерне” ощущается чересчур тяжеловесной, неживой умозрительной конструкцией, только давящей на зрительские плечи.

Валерия Цыганова
16 июня, Иваново, кинотеатр "Лодзь"



ГОФМАНИАДА
Станислав Соколов
Россия | 2018 | 72 мин.

Чудесная кукольная анимация с долгой историей. Фантазия, смыкающая биографию немецкого романтика с его же собственными сказочными сюжетами. Живая и сверкающая, уносящая с собой и открывающая, как рождаются сказочные образы.

Валерия Цыганова
16 июня, Иваново, кинотеатр "Лодзь"

Подробнее о фильме: Фантазии и факты, куклы и тушь. Немного об отечественной анимации.



НЕ ЗАБУДЬ МЕНЯ
Рам Нехари
Израиль, Франция, Германия
2017 | 87 мин.

"Не забудь меня" наблюдает жизнь как она есть. Исподтишка, случайно, никак не обнаруживая присутствия режиссёра. Его будто нет, и всё идёт своим чередом, не заканчиваясь и финалом фильма, где герои вновь остаются предоставленными сами себе с никуда не девшимися за полтора часа нашего присутствия проблемами. Получит ли развитие их совместная история - тоже не ясно. Мы здесь вроде как случайные свидетели. Такой особый, очень свежий взгляд на режиссуру: ручная камера, будто рандомные ракурсы, в основе сюжета реальный опыт реальных людей. Обычная, почти документальная, интимная, предельно откровенная реальность и попытка в неё войти, не оценивать, не решать ничьих проблем - просто побыть с героями рядом. Драматургически, конечно, всё чуть более выпукло, чем в жизни. Но это же художественный фильм, все линии ведут в одну точку, позволяя реализоваться общему замыслу. Присутствующие в фильме фанатичные фантазии, расстройства, фобии и неврозы незаметно сгущаются. К ним примыкают и многочисленные нарочитые штампы, вроде того, что американки, например, растут на порно или немцы поголовные наследники ублюдков. Это приводит к ощущению всеобщего помешательства. И закономерной мысли, что по-своему безумны, слепы и нездоровы все мы. Появившись, она моментально ставит тебя на одну с героями почву. Теперь ты здесь, с ними, и ты их не забудешь. Очень проникновенно, очень тепло.

Валерия Цыганова
15 июня, Иваново, кинотеатр "Лодзь"



НИ ДАТЫ, НИ ПОДПИСИ
Вахид Джалилванд
Иран | 2017 | 104 мин.

Неоднозначное, неудобное, с тревожным шорохом шин и скрипом тормозов кино о совести и чувстве вины на фоне общей социальной драмы. Фильм как замкнутый круг, где желание очистить совесть сильнее сочувствия, где горе и боль утраты сменяются яростным поиском виноватого и где виноваты в конечном счёте все. Режиссура, признанная в 2017 году лучшей во второй по значимости программе Венецианского фестиваля “Горизонты”.

Валерия Цыганова
15 июня, Иваново, кинотеатр "Лодзь"



АННА КАРЕНИНА. ИСТОРИЯ ВРОНСКОГО
Карен Шахназаров
Россия | 2018 | 138 мин.

Эта последняя на сегодня версия великого романа к “Зеркалу” уже была, конечно, посмотрена. Здесь её представляли в рамках программы “Костюм в кино”, с возможностью обсудить фильм с Сергеем Февралевым, его художником-постановщиком, и художником по костюмам Владимиром Никифоровым. Я выдохнула и решилась - и это был совершенно иной угол зрения! Прояснилось, почему вдруг в театре она в розовом, да с маленькими цветочками в волосах, почему порой буквально вываливается из платья, почему собственно образ Анны совсем не толстовский. Оказалось, всё просто - дело в режиссёре. Для Карена Георгиевича Анна Каренина - это не о свободе, опередившей время, а о женщине, изменившей мужу, распутной, испорченной, которая даже на смерть решается в угоду собственному себялюбию. И выглядит она именно так. Вообще весь материальный мир, собранный, созданный для фильма с нуля с неимоверным размахом, очень точно соответствует видению режиссёром главной героини.

Валерия Цыганова
14 июня, Иваново, кинотеатр "Лодзь"



ВОЙНА АННЫ
Алексей Федорченко
Россия | 2018 | 74 мин.

Первое, о чём стоит сказать в отношении "Войны Анны", это боль. Боль от того, что такие фильмы испытывают у нас проблемы с прокатом: после прохладной встречи ленты на Кинотавре судьба её стала совсем неопределённой. А лента удивительная - о маленькой еврейской девочке, потерявшей родителей и спрятавшейся от немцев в камине комендатуры, о её личной войне, в которой все эти годы она была одна против всех войск мира и в которой - победила.

Анна как Алиса - не то в Стране чудес, не то в Зазеркалье: войну как оккупацию, массовые расстрелы и боевые действия она видит лишь фрагментами сквозь битое зеркало, свою - ведёт в ночи не по назначению используемой школы, где творит новый, полусказочный мир, сама выдумывая функции предметам и день за днём учась выживать.

И несмотря на кажущуюся бессюжетность, на максимальную лаконичность фабулы, фильм дышит множеством мотивов: быт, житейские нужды в совершенно противоестественных обстоятельствах, одиночество, обретение и потеря друга, отчаянная месть за него, постоянная угроза разоблачения. Они делают замкнутую в четырёх стенах историю невероятно напряжённой, фактура - живой. Правда "Войны Анны" и в том, что эта кажущаяся ирреальной история действительно была (случай имел место на Полтавщине), и в том, что сделана она предельно точно. Даже самая фантасмагоричная сцена в ней практически документальна, реквизитом стали настоящие предметы быта конца 30-х, которые режиссёр искал по всей Украине, сценарий написался только после долгих бесед Натальи Мещаниновой с историком, специализирующимся на войне именно в этом регионе. При этом ей хватило мудрости сократить в итоге практически все диалоги - и войну мы слышим субъективно, от лица этой 6-летней девочки - в разноязыких отголосках и непонятных обрывках чужих фраз.

И звуки, запахи, чёткое ощущение времени - оно здесь один из главных героев...

Сегодня, когда множатся разного рода идеологизмы и обобщения, а необозримые, болезненные и сложные темы сознательно упрощаются, превращаясь в источник героического эпоса да плоскую эмблему для парада, кажется, что только такие, личные, камерные, истории и способны говорить на человеческом языке.

Валерия Цыганова
14 июня, Иваново, кинотеатр "Лодзь"



СЕРДЦЕ МИРА
Наталья Мещанинова
Россия | 2018 | 120 мин.

Картина, уже признанная главным национальным фильмом года. О ней хочется сказать тысячи слов, но крайне трудно начать - не хочется анализировать, разлагать на составляющие. Настолько она целостна и настолько невероятно снята. Вышедшая из документалистики Наталья Мещанинова - реалист, но "Сердце мира" - реализм поэтический, субъективный и очень чувственный. Смотришь - будто сам прикасаешься, совершенно точно слышишь запахи леса и псины, или маленьких козлят, живёшь с героем внутри этой сказочной сферы. В ней тоже всё несовершенно, сложно и болезненно, но так прекрасно, так близко и так нежно.

Валерия Цыганова
13 июня, Иваново, кинотеатр "Лодзь"


ВСЕ МАТЕРИАЛЫ о фестивале:


ММКФ | Юбилейный, 40-ой Московский международный кинофестиваль

ММКФ-2018, Московский Международный Кинофестиваль

В целом рассуждать тут нечего: фестиваль A-класса, программа, превышающая две сотни картин, и топовые критики и киноведы за неё отвечающие. Когда любишь кино, такую возможность упускать не стоит. Какие тут варианты? Если в это время живёшь и трудишься в Москве, то просто заканчиваешь работу поскорее и мчишься в “Октябрь”. Если в Москву едешь и непосредственно на кинофестиваль, то главное - это справиться с весьма странным видом алчности - когда хочешь посмотреть всё, охватить и конкурс, и специальные программы, и режиссёров послушать, и всё-всё-всё. Очень важно заранее осознать, что всё посмотреть не получится однозначно - точно, никак - и, преодолев несколько эйфорию, трезво составить своё персональное расписание на каждый из фестивальных дней. В помощь здесь гиды, которые составляют практически все киноиздания, да интуиция.

В 2018-м в связи с футбольным чемпионатом фестиваль проходил в апреле - обычно это июль. Хочется надеяться, что так оно и останется: летом кинофестивали по всей России, плюс в Одессе, Ереване, да и на природе в общем-то неплохо, а в прохладные апрельские дни альтернатив у кино куда меньше.

ФИЛЬМЫ | ВПЕЧАТЛЕНИЯ



55 ШАГОВ
Билле Аугуст
Германия, Бельгия
2017 | 115 мин.

Билле Аугуст - прославленный датский режиссёр, двукратный обладатель Золотой пальмовой ветви - с фильмами “Пелле-завоеватель” (1988) и “Благие намерения” (1992) по сценарию Ингмара Бергмана и Оскара с первым. В разные годы он был участником многих крупных кинофестивалей и на ММКФ приезжал трижды. Последняя его работа заслуженно была представлена во внеконкурсной программе “Мастера”. Это добросовестно, без излишеств рассказанная история страдающей шизофренией американки Элеанор Риз, которая впервые в истории отстояла в суде право пациента самостоятельно принимать решения о дозе сильнодействующих препаратов. Дело стало чрезвычайно важным, изменив всю систему работы психиатрических клиник в США. Фильм вполне традиционно реализует судебную фабулу, нанизывая на ось событий мотив личной привязанности и дружбы героинь, но вот выбор актрис - Хелены Бонем Картер и Хилари Суэнк, очень гармонично существующих в образах по-детски непосредственной и остроумной Риз и её бойкого адвоката - стоит отметить особо.

Валерия Цыганова
26 апреля, Москва, кинотеатр “Октябрь"



СЛОН СИДИТ СПОКОЙНО
Ху Бо
Китай | 2018 | 230 мин.

Специальный показ. Премьера на Берлинском фестивале. Режиссёр - дебютант, уже прославившийся на родине как писатель и так и оставшийся навсегда 29-летним. Он добровольно, по никому не известным причинам ушёл из жизни вскоре после того, как был закончен фильм. “Слон сидит спокойно” - это один день и три отчаянно прозаичные сюжетные линии. Пересекаясь, они складываются в правдивую трёхмерную модель, саму в общем-то жизнь с чётко прорисованными смыслами и тотальным бессмыслием. Закономерно пугающий хронометраж в 4 часа не мучает: ты не смотришь кино в зале, а живёшь его с персонажами Ху Бо в бледно серых пейзажах китайской провинции. Неотступно, не отпуская дальше среднего плана, следуешь за ними с ручной камерой. В каждом последующем изломе этого тонущего в безысходности дня открываешь с ними новую дверь в надежду.

Валерия Цыганова
25 апреля, Москва, кинотеатр “Октябрь"

Уже потом, осенью, прочитала слова о Ху Бо Белы Тарра: “Он жёг свою свечу с обеих сторон”. Вероятно, так и было, как иначе в 29 лет снять столь всеохватное, прекрасное кино?



ОФЕЛИЯ
Клер Маккарти
США | 2018 | 114 мин.

А как на счёт кино-детища эпохи #metoo? Теперь такой фильм есть - “Офелия” от Клер Маккарти. Отталкиваясь от реконструированного полотна Милле (“Смерть Офелии”), фильм ныряет “вглубь” и рассказывает свою историю Офелии. Исходная точка такова: женские образы у Шекспира прорисованы плохо. И пошло - поехало: румяная Офелия живёт свой жизнью, не обезумела, не сошла с ума от любви и размаха представившейся её взору трагедии, на фоне играющих в достоинство и власть мужчин она принимает свои, здравые и осмысленные, решения. Режиссёр, сценарист, продюсер - фильм представляла сугубо женская компания, решившая современным языком и доработанными сюжетами говорить с молодёжью. И вроде симпатичная картинка: свежий цвет, декорации, костюмы, лёгкими штрихами рисующие новое средневековье; известные актеры: Клайв Оуэн, Наоми Уоттс (к слову, в соответствии с концептом исполнительниц женских ролей подбирали в первую очередь); но вопрос “зачем”, раз возникнув, провожает до самого финала. В нём - осознаёшь себя заложником времени, когда борьба за права женщины не только переросла в её воинственное обособление, но и настолько преломилась, что отражённые от неё лучи уже добрались и вовсю низводят и девальвируют истории, благополучно пережившие 5 веков. Господи, как неловко за наши дни...

Валерия Цыганова
25 апреля, Москва, кинотеатр “Октябрь"



РИЧАРД СПУСКАЕТСЯ В АД
Роберта Торре
Италия, Франция
2017 | 91 мин.

Первое, что стоит сделать, погружаясь в фильм Роберты Торре, - забыть о накопленном визуальном опыте, извлечь на поверхность всё восторженно-детское и быть готовым к сюрпризу. Это многоплановый, усыпанный деталями, испещрённый множеством символов, но в первую очередь умопомрачительно стильный, сверкающий и экстравагантный фильм. Безумная смесь мюзикла, Marvelа и комедии дель арте по форме и синтез традиционной в Италии семейно-мафиозной саги с шекспировскими аллюзиями по содержанию. С непривычным (в том числе и вокально) Массимо Раньери в главной роли. Очень своеобразная, яркая и очень итальянская картина с характерным аристократичным, и в то же время артистичным, насыщенным, с едва улавливаемой границей между роскошью и переизбытком стилем.

Валерия Цыганова
24 апреля, Москва, кинотеатр “Октябрь"



ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО НИЧЕМУ
Борис Митич
Документальный
Сербия, Хорватия, Франция
2017 | 78 мин.

Невообразимая - и по форме и по содержанию - лента! Фильм про Ничто - эта парадоксальная и в то же время самая логичная для документального кино идея пришла к знаменитому сербскому документалисту около 8 лет назад, с тех пор проект рос, как ребёнок - незаметно и как будто самостоятельно. Трудилось над ним свыше 80 получивших полную свободу операторов по всему свету. Коллективный мозговой штурм ни о чём, огромное количество отснятого материала и 20000 страниц переработанного текста - философских трактатов, исторических трудов, художественной прозы и поэзии. В конечном счёте фильм ни о чём стал фильмом обо всём, включив в себя сотни и тысячи образов, потрясающее либретто с голосом Игги Попа и фантастический саундтрек.

Валерия Цыганова
24 апреля, Москва, кинотеатр “Октябрь"



12-Й ЧЕЛОВЕК
Харальд Цварт
Норвегия | 2017 | 135 мин.

Ян Болсруд - реальный герой и символ норвежского Сопротивления. История его личного противостояния нацистским оккупантам похожа скорее на остросюжетный сценарий, чем на подлинный случай времён Второй Мировой. Поэтому после она была описана в повести “Мы умираем одни”, а в 1957 году вышел фильм - “Девять жизней” Арни Скоуэна. Он запечатлел героический путь молодого норвежца, но сам Ян остался не совсем доволен: он считал, что главное - это показать, что настоящие герои этой истории - люди, помогавшие ему с риском для собственных жизней и благодаря которым он спасся. Фильм “12-й человек” - 15 лет планировавшаяся и создававшая в тесном контакте с автором книги попытка исправить недочёты первой её экранизации. Здесь стоит отметить, что для Норвегии эта история чрезвычайно значима, и режиссёру было важно пересказать её новому, не видевшему войну поколению. И на родине, и у нас на ММКФ картина была встречена очень тепло. Все два с лишним часа она держит в постоянном напряжении, без каких-либо жутких сцен заставляя испытывать неподдельных страх, переживать и за самого героя, отлично сыгранного дважды героически худевшим для съёмок на 25 килограмм непрофессиональным актёром Томасом Гуллестадом, и за тех, кого он встречал. Действительно патриотичная - без всякого национально-героического пафоса - лента.

Валерия Цыганова
23 апреля, Москва, кинотеатр “Октябрь"



ХАЛЕФ
Мурат Дюзгюноглу
Турция | 2018 | 104 мин.

Любовь к Андрею Тарковскому Мурат Дюзюноглу обнаружил ещё в прошлой своей работе. Она так и называлась: "Почему я не Тарковский". В ленте "Халеф" влияние Андрея Арсеньевича не заметить так же сложно. Более того, в некоторых кадрах его присутствие ощущается будто в самом пространстве фильма. И это не выглядит слепым подражанием, неоригинальностью, чем-то противоестественным. Наоборот - кажется художественной удачей режиссёра, сумевшего в системе сложных кинематографических образов передать всю глубину личных переживаний своих героев. Вопросы, которыми задаётся турецкий режиссёр - смерть, чувство вины, постоянное внутреннее переживание и потребность вернуться назад в прошлое - не имеют ни национальности, ни авторства, хотя в своём кинематографическим абсолюте и были выражены русским режиссёром. Сущность же фильма, и в этом его действительное сходство с методом Тарковского, в том, что спрятанные в складках его тонкой ткани вопросы требуют поисков по ту сторону экрана. Но это опять же - достоинство.

Валерия Цыганова
23 апреля, Москва, кинотеатр “Октябрь"



ХАНА
Джузеппе Каррьери
Документальный
Италия| 2017 | 87 мин.

Среди единств только время: сегодня. Место разнится: это Индия, Сирия, Нигерия и Перу. 4 судьбы со своими сюжетами. Но с общей болью и именем. “Хана” - это история о девочке, которая принадлежит не себе и есть везде, но больше их там, где больше бед. Родившийся в Неаполе Джузеппе Каррьери принципиальной разницы между игровым и документальным кино не видит, и снятый им фильм ещё раз доказывает: реальность полна сюрпризов, драм, чудес и пронзительных грустных историй - нужен только хороший рассказчик, способный увидеть и дать возможность героям открыться, затем смонтировать, сконструировать повествование так, чтобы голоса их звучали действительно прозвучали.

Валерия Цыганова
23 апреля, Москва, кинотеатр “Октябрь"



ЦАРЬ-ПТИЦА
Эдуард Новиков
Россия | 2018 | 80 мин.

Из-за лютых морозов ли, или есть другая причина, но якуты - удивительно тёплый и с теплом к своему национальному относящийся народ.Якутское кино тому яркий пример. Сейчас в нём рассвет, фильмы снимаются и сразу выходят в местный прокат, собирая полные залы. По этой же причине, бывая на фестивалях за границей, они долгое время парадоксально не попадали на “домашний” ММКФ. “Царь-птицу” в конкурс взяли буквально “с колес”, отобрав ещё на стадии производства и даже подгоняя к раннему в этом году смотру. И если бы этот фильм нужно было охарактеризовать одним словом, то я бы выбрала слово “волшебство”. Это удивительная, сказочно прекрасная лента, в маленьком, но отнюдь не замкнутом пространстве и скромном хронометраже запечатлевшая огромный дивный мир, частью которого незаметно для себя самого становится и зритель - и ясно это осознаёт в последних кадрах. Используя живой этнографический материал (даже коровы на съёмках были исконной якутской породы), фильм со всей правдой воссоздаёт, включая в неё и зрительный зал, давно ушедшую традиционную культуру, уклад, где всё упорядоченно обрядом, связано, имеет сакральный смысл, где природа и сама жизнь таинство и где на фоне сегодняшнего постиндустриального хаоса так хорошо и уютно.

Валерия Цыганова
22 апреля, Москва, кинотеатр “Октябрь"



ГНЕВ
Сержиу Трефо
Португалия, Франция, Бразилия
2018 | 100 мин.

“Гнев” - это стильная, выдержанная и очень выразительная работа известного португальского документалиста Сержиу Трефо. В ней и неореалистическая проза, подарившая фильму сюжет, и любовь к кино, и фотографический опыт режиссёра, и превосходная работа как известных (Изабель Рут), так и непрофессиональных (Уго Бентеш) актёров. Критикам картина очень полюбилась.

Валерия Цыганова
21 апреля, Москва, кинотеатр “Октябрь"

Рецензия: "Гнев": 30-ые, 50-ые, 2010-ые



ГАСПАР ЕДЕТ НА СВАДЬБУ
Антони Кордье
Франция, Бельгия
2018 | 105 мин.

Оценивать конкурсную программу ММКФ наверняка можно по-разному, но никто не станет спорить с тем, что она вышла чрезвычайно эклектичной. “Гаспар едет на свадьбу” - это её улыбка. Самая приветливая, открытая и жизнеутверждающая лента. Лёгкая, но ни к коем случае не легкомысленная, осмысляющая опыт современной Европы в категориях чеховского “Вишнёвого сада”, а потому немного грустная, но с оптимизмом взирающая в будущее.

Валерия Цыганова
21 апреля, Москва, кинотеатр “Октябрь"

Рецензия: "Гаспар едет на свадьбу”



СТОЙКОСТЬ
Рашид Маликов
Узбекистан | 2018 | 78 мин.

“Стойкость” стала первой за долгое время отсутствия узбекских лент на Московском кинофестивале. В историческом плане она близка картине Александра Котта - тот же период конца эпохи, рубеж 80-90-ых, в тематическом - ряду работ Алексея Балабанова. Хотя режиссёр и ответил отрицательно на соответствующий вопрос, посттравматический мотив в картине звучит в той же, что и у Балабанова, тональности. Сильный художественно и сценарно, держащий зрителя на пределе внимания, словно сжатая пружина, фильм - плоть от плоти своего главного героя - бывшего афганца Сайдуллы, поставленного режиссёром в тотально конфликтную ситуацию, где стойкость уже в том, чтобы жить достойно.

Валерия Цыганова
20 апреля, Москва, кинотеатр “Октябрь"



ЗАБЛУДШИЕ
Дастин Финили
Новая Зеландия | 2018 | 104 мин.

Историческое событие: впервые на ММКФ картина из Новой Зеландии. Сами кинематографисты были чрезвычайно рады: один из старейших фестивалей, мировая премьера да и фильм для режиссёра дебютный в полном метре. У представлявшей картину команды в зале была настоящая группа поддержки - 15 человек! Но сам фильм, к сожалению, не тронул, совсем. Единственное, что спровоцировала новозеландская инди-драма, - это острое желание собственными глазами увидеть запечатлённые в ней величественные пейзажи. В остальном она показалась скучной, пустой драматургически, в конце концов не кинематографичной.

Валерия Цыганова
20 апреля, Москва, кинотеатр “Октябрь"



СПИТАК
Александр Котт
Россия, Армения
2018 | 98 мин.

Как без излишнего натурализма, прямолинейной драмы “на разрыв” и невообразимых спецэффектов рассказать об одной из самых страшных и разрушительных катастроф прошедшего века? Александру Котту это удалось. Правдивая, очень личная картина о землетрясении 1988 года.

Валерия Цыганова
20 апреля, Москва, кинотеатр “Октябрь"

Рецензия: "Спитак": личные истории всеобщей трагедии



МОЕГО БРАТА ЗОВУТ РОБЕРТ, И ОН ИДИОТ
Филип Грёнинг
Германия, Франция, Швейцария
2018 | 174 мин.

Лента “Моего брата зовут Роберт, и он идиот” на ММКФ была показана в рамках внеконкурсной программы Петра Шепотинника “8 ½ фильмов”, самой провокационной программы фестиваля. Фильм этот - это такой большой философский труд, осилить который всё равно что на первом курсе к утру том лекций Гегеля законспектировать - невыносимо и, чёрт возьми, надо. Сам себе режиссёр, сценарист, оператор и продюсер, Филип Грёнинг снимает редко, но каждый его фильм - событие. То же и с “Робертом”: он стал самым обсуждаемым и самым неоднозначным фильмом последнего Берлинале: и курили на пресс-показе, и, не выдержав, уходили - и страстно прочили победу. Это действительно большая (во всех смыслах) вещь, способная глубоко тронуть и напрочь лишить ближайшую ночь сна, наполнив её самыми мрачными, угнетающими мыслями. Вслед за создателем герои Грёнинга штудируют мировую философскую мысль о времени, легкомысленно заключая идиотское подростковое пари и превращая подспудно поиск истины в игру “что, если...”. А то странное, герметично замкнутое, с давящим и недвижимым под стать внутреннему нежеланию героев взрослеть временем, пространство, где они волею режиссёра пребывают, этого не прощает. В этой умозрительной абсолютности игра становится фабулой, до предела напряжённой последовательностью последствий, где герои собой уже не владеют и на кону не пойманный кузнечик, а человек. Парадоксальная эмоциональная воронка - от холодных на фоне пронзительных летних пейзажей философских рассуждений до агонии тотального бессмыслия. И самое страшное, что заканчивается фильм ровно тем, что произошло бы с героями и без всей случившийся с ними в эту ночь, противоестественной и потому такой невыносимой дикости, давая тем самым ей право случаться и быть, а детям взрослеть в изолированных от живой жизни холодных сферах. Одним словом, без жертвенного желания поразмыслить о беспечных играх с самоидентификацией и других болезнях современности или осмысленного киноведческого интереса смотреть фильм не рекомендуется - больно.

Валерия Цыганова
19 апреля, Москва, кинотеатр “Октябрь"



НЕАПОЛЬ ПОД ПЕЛЕНОЙ
Ферзан Озтепек
Италия | 2017 | 113 мин.

Фильм открытия фестиваля, фильм - лабиринт, неоднозначный и таинственный, пьянящий, пышущий красотой, обещающий как минимум многоликий, разнообразный конкурс. Предметом гордости режиссёра, по происхождению турка, стало то, что фильм полюбили сами итальянцы, а в Неаполе возник новый экскурсионный маршрут - по местам съёмок картины. Неаполь в ней прекрасен, кажется, под пеленой поймана и обнажена его суть. Город живёт потаённой, сокрытой внешним великолепием жизнью, всё время ускользая куда-то вглубь, приоткрывая новые и новые двери, указывая на всё новые путеводные загадки и символы. Вторя шёпоту заглавного героя, лента и сама обращается нежной вуалью, легко скользящей по экрану и приводящей нить детективного поначалу сюжета к совершенно нежданному философскому финалу.

Валерия Цыганова
18 апреля, Москва, кинотеатр “Октябрь"


ВСЕ МАТЕРИАЛЫ о фестивале:


ХXIV Российский кинофестиваль ЛИТЕРАТУРА И КИНО | Гатчина

Фестиваль ЛИТЕРАТУРА И КИНО, Гатчина, 2018 год

Кино - самостоятельное и в первую очередь визуальное искусство. Но без хорошей литературы не будет и хорошего кино. В контексте всегда или по крайней мере большую часть своего времени литературоцентричной русской культуры проблематика гатчинского фестиваля очень значима, да и просто интересна. Конкурс здесь, игровое и документальное кино, получается выдержанным, содержательным и стильным. У фестиваля особый дух. Здесь нет китча и совсем нет тусовки. Он интеллигентен и трогательно, подкупающе старомоден. И как приключение, и как своего рода терапия: здесь дворец и ещё не пробудившийся парк. Его весенняя свежесть, аристократичная строгость и тишина в миг замедляют походку, проясняют мысли, выпрямляют и спину, и душу. Но странная особенность: зритель здесь взрослый-превзрослый, юных лиц в залах практически нет. По этой причине на ретроспективных показах, которых в изобилии, безумный ажиотаж, на конкурсных же фильмах народу не так много. И сочувствие вызывает документальный конкурс, где смотр действительно стоящих лент проходит почти в пустоте. Вот это - печаль.

ФИЛЬМЫ | ВПЕЧАТЛЕНИЯ



ДОВЛАТОВ
Алексей Герман
Россия | 2018 | 126 мин.

Конкурсная программа фестиваля в 2018 году включила 9 игровых и 9 неигровых лент. Центральное место среди них - субботний вечер - был отведён “Довлатову”. Неудивительно и закономерно: картина большая и долгожданная, Сергей Довлатов - большой и любимый писатель и такая родная фигура. Не так давно праздновали юбилей, открыли памятник. Плюс ко всему фильм был отмечен на фестивале в Берлине, его ждали, а в прокате он был лишь четыре дня… Но на месте фильм оказался и в каком-то более общем смысле. Когда на пресс-конференции по случаю открытия речь шла о том, как сложно собрать программу (фестиваль посвящён взаимосвязям кино и литературы, напомню), о кризисе сценарном, драматургическом и мировоззренческом, о том, что мы разучились рассказывать истории, и кино постепенно немеет, о Довлатове, конечно, не вспоминалось. Но вот случился показ. Неделя из жизни Сергея Донатовича незадолго до его отъезда. Обычные для не состоящего в союзе писателей писателя семь дней, когда вновь и вновь сталкиваешься с ненужностью своего дарования, горестные и безвыходные. Призрачная гамма пастельных тонов, в которых снят фильм, визуализирует творческое небытие, композиция кадра - неуместность, несоизмеримость Довлатова бутафорской официальной культуре. “Меня и моих друзей-писателей не печатают ни в одном издательстве, во всяком случае не печатают то, что написано искренне, всерьёз. А если в СССР тебя не публикуют и ты не член союза советских писателей, то тебя не существует, тебя нет”, - докладывает в начале голос главного героя, а далее со свойственной самому писателю иронией режиссёр умело и точно воспроизводит тоску, скуку, бессмысленность и бесцветность дней “несуществующего” писателя и целого их поколения, которое совершенно точно было в состоянии спасти русскую литературу.

Валерия Цыганова
14 апреля, Гатчина, кинотеатр “Победа"



БЕЛЫЕ НОЧИ
Татьяна Воронецкая, Андрей Богатырёв
Россия | 2017 | 97 мин.

Лёгкая, ни к чему не обязывающая фантазия: кинофантазия на тему повести Фёдора Михайловича, фантазия москвичей о Петербурге, фантазия как композиционный приём. Герой выдумывает себе романтическую историю длиной в четыре дня в городе белых ночей. Когда она заканчивается, сердце не бьётся, драмы не случается и герой и город живут дальше. Последний долгий план повторяет первый - всё встаёт на свои места. Фильм чёрно-белый - авторы вдохновлялись кинематографом 60-ых. Ощущения того кино не возникло, но вспомнилась “Прогулка”, также накрепко спаянная с городом.

Валерия Цыганова
14 апреля, Гатчина, кинотеатр “Победа"



МЕШОК БЕЗ ДНА
Рустам Хамдамов
Россия | 2017 | 105 мин.

На секунду вспомнился Параджанов - каждый кадр он выстраивал как отдельное живописное полотно. Фильм Рустама Хамдамова рождался так же. Он невообразимо красив и ради этого и создавался. Новелла Рюноскэ Акутагавы “В чаще”, сказки Шехерезады, русский фольклор - в поисках ответа на вопрос “Что есть рай?” фильм перебирает сюжеты, плетя причудливый орнамент своего повествования, рассматривая и любуясь фактурами, рождая ослепительные образы и волшебные метафоры. Как в неспешной, витиеватой арабской сказке, красота сна здесь не в одном сне, а во множестве. Гипнотический ритм, сложная, многоярусная композиция, где, сюжет - а в нём ещё, - “Мешок без дна” как зыбучие пески для зрителя. Только увлекает он не в тьму, а в сияющий мир детства, даря возможность творить, фантазировать, создавать красоту. Это и есть рай по Хамдамову.

Валерия Цыганова
12 апреля, Гатчина, кинотеатр “Победа"


ВСЕ МАТЕРИАЛЫ о фестивале: