/ КИНО

Большая телеигра и другие грани реальности. Три фильма Артдокфеста-2018

Международный фестиваль документального кино “Артдокфест” в пятый раз прошёл в Петербурге. Каждый фильм здесь - тот “камушек в ботинке”, который беспокоит, подталкивая взглянуть на мир, а порой и самого себя, в ином ракурсе. Самые острые политические, социальные и гуманистические темы наших дней нашли отражение в фильмах, которые мы смотрели в этом году.


Петербургская программа Артдокфест-2018 была небогатой, но впечатляющей. Какая-то часть фестиваля переехала в сеть, приятным бонусом стали онлайн-встречи с режиссерами, где каждый мог задать интересующие вопросы. Так зрители, купившие билет на показ ленты “Наш новый президент” (ранее она была отмечена на фестивале независимого кино “Сандэнс”), получили возможность пообщаться с Максимом Поздоровкиным.

АРТДОКФЕСТ-2018: "Наш новый президент", режиссёр Максим Поздоровкин

“Наш новый президент” - яркий пример кино иронии, сарказма и абсурда. В фильме нет главных героев и откровенных интервью, он представляет собой сплетение самых ярких эпизодов из “разоблачительных” и “сенсационных” телепередач и ютуб-роликов. Освещение российскими СМИ американской избирательной кампании, болезни Хиллари Клинтон и победы Дональда Трампа, хакеры-патриоты с тонкой художественной натурой, выяснение отношений двух государств в Сирии, конспирологические теории и поглощение независимых изданий – значение здесь имеют не сами факты, а то, каким образом они преподносятся. Ставка, сделанная автором на монтаж, выглядит своеобразном ответом государственным телеканалам: фильм, возникший из спора режиссёра с отцом о влиянии новостей, показывает, как информационная среда воздействует на народ, как всё это воспринимается и как в результате формируется общественное мнение. Сатирическое в какой-то степени изображение фейк ньюс (они же “информационные блины”) позволяет понять: мы живем не только в эпоху искусственного интеллекта, но и вообще в абсурдном искусственном мире, навязанном и созданном необъятными потоками дезинформации.

Картина Вадима Витовцева “В плену города грёз”, напротив, стала объективным взглядом на то, о чём говорят редко и что не принято показывать.

АРТДОКФЕСТ-2018: "В плену города грёз", режиссёр Вадим Витовцев

Имеющий в себе что-то голливудское (название или, может быть, длинные планы) фильм напоминает репортаж с другой стороны жизни: нищета, антисанитария, проституция и работорговля. Здесь этого не стесняются, не скрывают, не борются. Три истории, три девушки: Прийа, оказавшаяся на Фолкленд Роуд будучи обманом проданной в секс-рабство; Дипа, не безразличная к судьбам таких, как Прийа, и потому также не понятая обществом современная “мать Тереза”; и живущая в одной из деревень Раджастана Куси, которая мечтает стать врачом, но судьба её в руках отца - в любой момент ради семейного благополучия он может её продать.

Происходящее на экране напоминает сделанные в Бомбее 30 лет назад фотографии Мэри Эллен Марк: комнаты, разделённые перегородками и похожие на клетки, полуголые тела, покрытые грязью и язвами. То, что было запечатлено в 1978 г., существует и сейчас. В мрачную мозаику реальности складываются панорамы трущоб, снятые скрытой камерой эпизоды в соседствующих с храмами публичных домах. “Дети – главная причина нашей бедности”, - фраза, звучащая в начале, не дает покоя на протяжении всего фильма. Может ли нищета быть оправданием продажи ребенка в рабство? Да, может. Если этим ребенком является девочка: она выйдет замуж и уйдет из семьи, не принеся никакой пользы. Для выхода из удушающей бедности сделка такого характера - самый легкий способ. Как и уход от проблем посредством алкоголя или оправдание всего происходящего волей Господа. Но будет ли хэппи энд у этой истории? Предугадать что-либо трудно. Киноисследование Вадима Витовцева ответов не даёт, но поднимает множество вопросов.

Ответы и совершенно иная формация реальности - сама созидающая лучшую версию себя - были показана в последний день фестиваля в фильме-откровении “Белая Мама” Зоси Родкевич и Евгении Останиной, отмеченном “Лавровой ветвью” и тремя наградами “Послания к человеку”.

АРТДОКФЕСТ-2018: "Белая мама", режиссёры Зося Родкевич, Евгения Останина

Лента об Алине - у неё шестеро детей, и она решает взять в семью ещё одного - Даню, трудного, с задержками в развитии. С этого момента семейная жизнь превращается в войну за внимание мамы.

Зрителя в эту историю погружают настолько, что смотреть на происходящее отстранённо невозможно. Хочется помочь, решить, обнять, сказать, что всё будет хорошо. На первом плане в этом многоплановом фильме всегда любовь. И чем больше доза, тем быстрее больной идет на поправку – таков секрет. Не вешая на себя никаких ярлыков, абсолютно искренне Алина стремится ввести в семью травмированного психологически Даню. Следуя сердцу, прикладывая все возможные педагогические навыки, она борется с грубостью, агрессией и за ней стоящей болью приёмного сына, а часто и непониманием семьи, которая в трудностях пытается склонить её к отказу от мальчика. В её распоряжении только ласка и забота, благодаря которым ситуация не становится отдельной, личной проблемой каждого, а воспринимается как общее, семейное затруднение. В финале - троеточие и надежда.

Выразительна история и самого фильма. Изначально это должен был быть эпизод проекта “Это я”, над которым для Первого канала работал Александр Расторгуев. Но Алина с её огромной семьёй и сердцем в предложенный формат не вписалась. Она показалась нестандартной и большой, а история - слишком “реалистичной”. Но волею Расторгуева, уверенного в том, что это и есть кино, начатые съёмки были доведены до конца. Получился фильм, премьера которого состоялась уже после его смерти в ЦАР, куда, как и ранее в Чечню, ДНР, на Болотную или черноморский пляж, он отправился ловить камерой реальность, искать её болевые точки, правду.

Последние семь дней, многим связанных с именем Александра Расторгуева, правда и реальность во всём своём многообразии рвались с экрана. Даже усечённая в России программа Артдокфеста достаточна для долгих размышлений до следующего года.